Как и во многих других регионах, в Подмосковье в те годы молодежь увлекалась художественной атлетикой. Молодые люди один за другим записывались в «качалки», бросали вредные привычки и превращались в образцово-показательных представителей общества. В Люберцах эта история была распространена наиболее ярко, поэтому вскоре молодых атлетов подмосковного региона стали называть «люберами».
Символ Подмосковья 1990-х: история Люберецкой ОПГ

«Любера», почувствовав свою мощь и превосходство, вскоре превратились в «самозанятых» блюстителей порядка. Преследуя четкую идеологию, которая подразумевала поддержку социалистического строя и неприятие западных ценностей. Всех остальных неформалов «любера» не любили и часто выходили с ними на разборки с кулаками. Периодически наведывались подмосковные качки и в центр столицы, чтобы повидаться там с представителями московских неформальных объединений. А вот в родных Люберцах они старались «трогать» кого-то только при крайней необходимости.
Вот только помимо моральных целей преследовали «любера» еще и корыстные. У своих жертв они отнимали личные вещи, а позже спекулировали ими. При всем при этом качков крайне редко задерживала милиция — с одной стороны, из-за того, что на них не жаловались потерпевшие, с другой, — из-за негласной поддержки властей.

«Любера» после развала СССР
После распада СССР идейная составляющая взглядов «люберов» утратила свою ценность. После нескольких приводов в отделения милиции, качки разделились на две категории — первые устроились на работу и начали спокойную жизнь, а вторые — пошли по криминальной дорожке.
У истоков группировки стояли спортсмены Сергей Зайцев (по прозвищу Заяц) и Иван Оглу (по кличке Цыган или Ваня Люберецкий). Второй пользовался покровительством известных авторитетных братьев Квантришвили. Такое покровительство позволяло успешно мухлевать валютой.
Однако прожил Оглу недолго — 23 ноября 1987 года его нашли мертвым у подъезда собственного дома. После этого место лидера занял тот самый Заяц, собравший вокруг себя 150 бандитов-единомышленников.
Те стали заниматься рэкетом, заполонив Рижский рынок, у которого еще не появилось собственной «крыши». Для того, чтобы «приструнить» местных коммерсантов «любера» стали не только избивать жертв, но и использовать раскаленные утюги. Большая часть испуганных продавцов сразу сдавалась, но были и те, кто сражался до последнего и платил за это своей смертью.

Были моменты, когда Рижским рынком заинтересовались и другие группировки Москвы и области. Особенно ожесточенное противостояние сложилось между Люберецкой и Долгопрудненской ОПГ.
Летом 1989 года в Сочи в санатории «Дагомыс» был организован сбор криминальных авторитетов, который закончился заключением перемирия между бандами Москвы для объединения сил против бандитов из Чечни.
Дальнейшая жизнь группировки Люберецкая ОПГ
Зайцев был главой группировки вплоть до конца 1993 года. К тому моменту у бандитов уже сложился круг «налогоплательщиков», однако преступникам хотелось больше денег. Тогда они стали заниматься позорным, по мнению криминального мира делом, — «крышевать» проституток, а также продолжали бороться с чеченскими бандами.
В декабре 1993 года Зайцев был убит в собственном доме. После смерти главаря лидеры стали то и дело меняться — одних убивали, других сажали за решетку. Постепенно из-за этого ОПГ стала терять былой авторитет и могущество и находилась на грани распада. Однако в удачный момент на «люберов» обратил внимание вор в законе по кличке Шишкан, который тогда уже рулил ОПГ из Раменского.

Новый покровитель привел в банду бандита по фамилии Клюев, который ввел раздор в группировку. Поссорившись с кавказцами, он не только подписал себе смертный приговор, но и привлек лишнее внимание к ОПГ. Вторым наместников с неудачной судьбой стал Чава, которого не взлюбили члены группировки.
Особенно активно атаковать стали бывшего благодетеля группировки Шишкана. Сначала неудавшийся киллер попытался взорвать автомобиль преступника, а после — недоброжелатели подожгли пустующий особняк Шишкана.
В 2001 году некогда неуловимый Мухаметшин попал за решетку — не помогло избежать этого ему даже его привилегированное положение в криминальном мире. Попался он во время разбойного нападения на загородный дом гендиректора одной строительной фирмы. Отсидев в СИЗО три года, Муха сбежал во время перевозки в Раменский район и бросился в бега.
Однако Люберецкую ОПГ это не спасло — к тому моменту она уже практически исчерпала себя и перестала существовать. Сначала группировка распалась на более мелкие бригады, а затем и вовсе исчезла. Сегодня прошлом преступников из Люберец напоминают лишь статьи в интернете и могильная аллея на Новолюберецком кладбище.