Георгиос Гемистос, более известный как Плифон, был последним великим платоником Византии и одной из ключевых фигур в истории интеллектуального обмена между Востоком и Западом. Его идеи об устройстве государства, социальной справедливости, национальной армии и возрождении античной культуры не только опередили свое время, но и стали фундаментом для ренессансной философии в Италии.
Философ Плифон: как грек из Мистры вдохновил эпоху Возрождения


Как философ Плифон вдохновил эпоху Ренессанса
Георгиос Гемистос Плифон родился в Константинополе в 1355 году и получил блестящее образование: грамматика, логика, музыка, астрономия, Платон, Плутарх и неоплатоники сформировали его мышление.
Настоящим поворотом стала поездка в Адрианополь, где он соприкоснулся с исламской культурой.
- Плифон понял: угрозы Византии не только внешние, но и внутренние — коррупция, духовный застой и несправедливость. Именно тогда он задумался о реформах — политических и философских.
В Мистре, под покровительством Палеологов, Плифон стал советником правителей и высшим судьей.
- Он писал письма, в которых призывал к возрождению справедливого и добродетельного государства.
- Главный тезис философа: все великие цивилизации побеждали не числом, а качеством институтов и нравов, а гибель приходила с упадком нравственности.
- Среди радикальных идей — отмена частной собственности на землю, национализация налоговой системы, ограничение влияния церкви и запрет на роскошь для правителя.

Философ школы Платона
Плифон мечтал о национальном греческом государстве с армией, валютой и языковой общностью, начиная с Пелопоннеса. Вдохновленный Платоном, он видел в философии инструмент государственного созидания.
- При этом его метафизика уходила от христианства: он верил в бессмертие душ, одушевленную Вселенную и отвергал концепцию ада.
В 1438 году Плифон принял участие в Флорентийском соборе, где резко выступил против унии с католиками. Несмотря на то, что лично он больше склонялся к древнегреческому платонизму, он считал подчинение Риму не менее опасным, чем османская угроза.

Плифон умер в 1452 году, не дожив до падения Константинополя.
После его смерти его трактаты были сожжены, а сам он объявлен еретиком. Но идеи пережили гонения, — отмечают специалисты. Его ученики бежали в Италию, где стали носителями эллинской традиции в гуманизме и философии Возрождения.