Эксперты: одну популярную фразу Гегеля веками понимали неправильно

Одна из самых цитируемых фраз в философии на самом деле интерпретируется неправильно. Гегель вовсе не говорил о том, что люди повторяют ошибки прошлого, его мысль была иной: история слишком уникальна, чтобы из нее можно было извлечь готовые правила для настоящего.
Юрий Гандрабура
Юрий Гандрабура
Журналист-переводчик
Эксперты: одну популярную фразу Гегеля веками понимали неправильно
oxinoxi / Adobe Stock / Public Domain / Wikimedia Commons / Sarah Soryal

В массовом сознании одна цитата Гегеля превратилась в мрачное предупреждение о цикличности человеческих ошибок. Звучит она так: «Мы учимся из истории тому, что мы не учимся из истории». Однако в оригинальном контексте философ критиковал так называемую «прагматическую историю», которая пытается напрямую использовать опыт Цицерона или Эпиктета для современных ситуаций.

По мнению Гегеля, такие попытки обречены на поверхностность: условия античного Рима или Китая эпохи Чжоу не могут служить универсальными рецептами.
wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О чем писал Гегель и почему из истории нельзя извлечь уроки

Философ Фридрих Гегель из XVIII-XIX веков утверждал: из истории можно извлечь лишь абстрактные, общие принципы — слишком широкие, чтобы стать практическими инструкциями.

Популярная фраза Гегеля: «Мы учимся из истории тому, что мы не учимся из истории»

В этом смысле фраза мыслителя означает, что история не предоставляет готовых решений, но позволяет увидеть закономерности развития общества.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Современные исследователи поднимают этот вопрос в новых формах. Классик Мэри Берд и журналистка Шарлотта Хиггинс в своем подкасте Instant Classics показывают, что античный мир полезен не аналогиями, а своей инаковостью.

  • Хиггинс, например, отмечает: сравнивая прошлое и настоящее, мы можем не находить сходства, а, наоборот, выявлять различия, которые заставляют нас по-новому взглянуть на собственное время.

Философская традиция называет такой прием «эпохé» — взгляд со стороны, который меняет восприятие привычного. Так, Берд обращает внимание на то, что античные люди почти не знали собственного внешнего облика: без зеркал и фотографий они формировали идентичность иначе, чем люди из XXI века.

Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другой пример — убежденность древних людей в том, что божественное может проявиться в любой момент. Для древних греков и римлян встреча с богом была частью повседневности, а мифы описывали конкретные признаки присутствия сверхъестественного.

Подобные «странности» прошлого помогают увидеть в непривычном свете настоящее. Осознать, что наши идеи о себе, о реальности и даже о границах возможного — продукт времени, а не универсальная истина.

В этом смысле история не дает готовых уроков, но создает пространство для переосмысления человеческого опыта.

Так, Гегель был прав в том, что прошлое не является учебником по жизни. Но именно чуждость и непохожесть прошлого опыта способны стать источником новых идей для современности.

Изучая древний мир не ради простых аналогий, а ради того, чтобы почувствовать его «другое», мы начинаем лучше понимать самих себя.