Откуда вы чаще всего узнаете новости? Наверняка из всевозможных телеграм-каналов и соцсетей. Они гораздо быстрее традиционных СМИ доставляют информацию и охватывают большую аудиторию. Да и поделиться новостью проще с другом, достаточно переслать ему пост, а не писать важное сообщение в духе: «Посмотри завтра в 13:00 повтор новостей».
Ловушки соцсетей: что заставляет людей охотнее верить ложным новостям


И все это хорошо за одним исключением: дезинформация распространяется с огромной скоростью. Непроверенные факты, искаженная информация, вырванные из контекста фразы формируют новую реальность в головах пользователей и подрывают доверие к целым институтам. Особенно часто это происходит во время кризисов, выборов и прочих крупных событий.
Алгоритмы соцсетей подхватывают этот контент и делают его вирусным. Аудитория усиливает его своими реакциями и комментариями, и в итоге получается эффект снежного кома. А если впоследствии выйдет официальное опровержение, оно будет менее виральным или вообще может остаться без внимания аудитории.
Почему ложной информации легче верят
Так почему же фейкам люди верят, а фактам – нет? Австралийские исследователи выделили несколько причин.

-
Эмоциональная вовлеченность. Ложная информация строится таким образом, чтобы вызвать у человека сильные эмоции: удивление, гнев, шок, радость. Это способствует быстрому запоминанию и пробуждает желание поделиться новостью.
-
Яркость и простота. Фейк всегда короткий и понятный. Реальные же факты зачастую сложны для восприятия и требуют анализа информации, контекста.
-
Социальное усиление. Если фейк пошел от лидера мнений или даже пришел от знакомого человека, критическое мышление притупляется, и человек охотнее верит.
-
Подтверждение убеждений. Человек скорее поверит тому, что соответствует его мировоззрению, а не правдивой информации.
И как с этим всем быть? Авторы исследования подчеркнули, что достоверными информацию могут сделать три вещи: критическое мышление аудитории, фактчекинг и профессиональный подход журналистов. Поэтому чтобы не стать жертвой обмана, обращайте внимание на источники информации и не выключайте критический фактор.