Великолукская ОПГ: как приезжие бандиты захватили Санкт-Петербург

В то время как в Москве в 1980-90-х годах действовало несколько группировок, которые делили между собой белокаменную столицу, в Северной были свои, особые, схватки между бандитами. Значительную роль в истории криминального Питера сыграли преступники из города Великие Луки.
Виктория Кораблева
Виктория Кораблева
Редактор сайта TechInsider.ru
Великолукская ОПГ: как приезжие бандиты захватили Санкт-Петербург
Кадр из сериала «Бандитский Петербург»
У руля самой опасной петербургской группировки стояли братья Гавриленковы.

Рожденные в неблагополучной семье, Николай и Виктор Гавриленковы часто терпели в детстве унижения от сверстников. Чтобы противостоять хулиганам они стали заниматься боксом, а Николай даже смог поступить в институт физической культуры (откуда его потом, правда, отчислили).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые деньги Николай и Виктор зарабатывали на махинациях с пивом в Великих Луках, а потом перебрались в Ленинград. В городе на Неве Гавриленковы устроились в ресторан «Роза Ветров», где сначала тоже обманывали посетителей, не доливая им пиво. Через время Николая повысили до должности администратора — тогда-то он и стал формировать в ресторане собственную ОПГ, нанимая на работу своих земляков-спортсменов и крепких мужчин из других регионов.

Санкт-Петербург
Санкт-Петербург
Fishki.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Роза ветров» и шулерство: как великолукские вели свои дела

Одним из таких бандитов был Владимир Кумарин из Тамбовской области. Он, в свою очередь, стал «подтягивать» в ОПГ собственных земляков. За каждого крепкого мужчину Кумарину полагалась премия, более того — его люди брали плату с посетителей за вход в ресторан, которую клали в казну банды. Однако Кумарина быстро задержали и отправили в места не столь отдаленные.

Вскоре Гавриленков понял, что ему и его банде пора выходить за пределы ресторана. Так, он открыл собственный подпольный игровой дом, где среди «сотрудников» значились умелые шулеры. Обман был повсюду: среди хлама у игральных столов были выставлены маленькие зеркала, а карты были специально обработаны лезвием — почувствовать засечку шулеры могли с помощью специальных ран на кончиках пальцев.

Дела в доме шли крайне успешно — за ночь доверчивый гражданин мог проиграть там целое состояние, оставшись без квартиры и автомобиля, да еще и приобрести существенный долг, который после ему приходилось выплачивать представителям ОПГ. На разборки выезжали так называемые «вышибалы» — накаченные и здоровые мужчины из числа бандитов.

Другой сферой влияния великолукских была проституция. Бандиты брали проценты с сутинеров и тщательно следили за честностью так называемых «ночных бабочек». Кстати говоря, у Гавриленкова-старшего было весьма справедливое правило — заманивал в свои бандитские лапы он только околокриминальный контингент, которого в те годы было хоть отбавляй.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Игральная карта
Unsplash
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пострадали от Гавриленкова и евреи, которые в конце 1980-х годов решили переехать на историческую родину. Вместе с бандитами глава группировки наведывался домой к эмигрантам, требовал с них деньги, а те, чтобы не откладывать отъезд — вносили «сбор» и не жаловались правоохранителям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Падение группировки

После того, как в 1989 году милиция задержала Кумарина за вымогательство, мужчина отсидел за решеткой всего год и захотел вернуться к прошлым «коллегам», вот только лидеры Великолукской ОПГ его принимать отказались. Однако Гавриленков-старший и Кумарин договорились не препятствовать друг другу. С этого и начался крах некогда великой ОПГ.

Когда Кумарину удалось сверхвыгодный контракт с поставщиком элитного вина, Гавриленковы засуетились — стало понятно, бывший «браток» стал конкурентом. Великолукские сначала попробовали получить у поставщика свой «процент», но, получив отказ, обчистили склад с вином, в результате чего встретились с Кумариным на «стрелке».

На встрече Гавриленков пообещал бывшему союзнику вернуть все бутылки до единой, но делать этого не собирался. Вместо этого нанял киллера для убийства Кумарина, что обозначило начало войны великолукских и тамбовских.

День смерти был назначен на 1 июня 1994 года. Тогда Владимир внезапно решил занять место своего водителя и сам сел за руль — это и спасло ему жизнь. Несколько месяцев мужчина пролежал в коме, лишился правой руки и почки, но остался в живых. После нападения он перебрался в Швейцарию, где прожил четыре года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За то время, что Гавриленков-старший ждал «ответа», его успели предать уехавшие с деньгами в Будапешт бывшие союзники (с ними он в итоге тоже расправился, вернув себе деньги). И только в момент, когда руководитель ОПГ решил, что Кумарин не будет мстить и ослабил хватку, по нему открыли стрельбу. В результате Гавриленков-старший погиб, а сидевший с ним в машине Гавриленков-младший чудом уцелел. Вот только ликвидатором оказался не Кумарин, а обиженный бывший киллер Гавриленкова Валерий Гаврисенко.

Валерий Гаврисенко
Валерий Гаврисенко
Wikipedia

Перед смертью Гавриленков успел пожертвовать Псково-Печерскому монастырю 300 миллионов рублей. В благодарность за это настоятель погреб криминального авторитета в пещере. Верующие на такой жест ответили протестом, в результате чего настоятель был отправлен в отставку.

После — руководить бандой стал Гавриленков-младший, Виктор, но уже через полгода после смерти брата на него было организовано покушение. И хотя Виктор выжил, опасаясь за свою дальнейшую судьбу он решил покончить с великолукской ОПГ и уехать жить в Финляндию.