Диодор Сицилийский, один из главных хронистов «женского царства», писал, что амазонки обитали в Ливии, «на краю обитаемого мира». Их общество было зеркальным отражением греческого: женщины занимались войной и управлением, мужчины сидели дома и подчинялись. Девочек растили для битв, мальчиков отдавали отцам или делали бесправными слугами. Царица Мирина, по рассказу Диодора, повела свое войско на завоевание соседей — и временно создала империю, простирающуюся от Атласа до Малой Азии.
Амазонки, скифы и воительницы Екатерины II: могло ли существовать государство без мужчин?

Государство наоборот
Судя по описаниям, в основе «государства без мужчин» лежала идея не изоляции, а перераспределения ролей. Женщины брали на себя функции воинов и политиков, но нуждались в мужчинах как в биологическом ресурсе. После военной службы амазонки вступали в связи с мужчинами из соседних племен ради продолжения рода, но не позволяли им участвовать в политической жизни.

Между мифом и антропологией
Современные историки и археологи, как и Олег Ивик, автор книги «Дочери Ареса», отмечают: таких обществ в чистом виде, вероятно, не существовало. Однако у мифов есть реальная основа. Ученые действительно находят захоронения женщин-воинов — особенно в регионах скифов и савроматов. В их племенах воинственные девушки, владеющие оружием не хуже мужчин, были нормой. Для античного грека, воспитанного в мире, где женские права были максимально ограничены, подобное казалось невозможным. Отсюда и родился миф о матриархате.
Антропологи допускают, что в периоды затяжных войн или миграций роль женщин в обществе могла резко усиливаться: когда мужчины гибли, именно они брали на себя функции вождей, защитников и жрецов. Так могла возникнуть легенда о «государствах женщин».

Амазонская рота Екатерины II
Последняя глава легенды об амазонках — уже не миф, а тщательно продуманная инсценировка. В 1787 году, готовясь к торжественному визиту в Крым, Екатерина II решила устроить символическую «встречу богини с ее воительницами». По задумке придворных, на пути императрицы должна была появиться «амазонская рота» — отряд женщин в алых мундирных платьях, золотых шлемах и с саблями в руках.
Как пишет Олег Ивик, командовала ротой капитанша Елизавета Дьякова — жена офицера, известная решительностью и умением держаться по-военному. Женщины верхом приветствовали Екатерину у стен Херсонской крепости — символа ее новых владений.

На деле это была не армия, а театрализованное представление. Екатерина с удовольствием играла роль античной царицы, наследницы Пентесилеи. Ее «амазонки» стали аллегорией женской власти — мягкой, просвещенной и побеждающей в сражении без крови.
