С самого детства Варлам Шаламов сталкивался с рядом трудностей: в 7 лет его отдали в Губернскую мужскую гимназию им. императора Александра I Благословенного, окончить которую он смог лишь в 1923 году. Виной тому – революция и Гражданская война. Приход большевиков к власти означал невозможность получения отцом-священником выплат за проповеди. А квартира Шаламовых была ограблена и уплотнена:
Варлам Шаламов: каким было искусство на Колыме

После гимназии Варлам хотел получить высшее образование, но из-за профессии папы не мог быть допущен до обучения в университете. Наконец к 26 году будущий писатель смог поступить в МГУ, однако был отчислен за «сокрытие социального положения». Доносчиком оказался сокурсник, указавший, что отец Шаламова не «инвалид, служащий», как сам Варлам указал при поступлении, а «служитель культа». К слову, Тихон Николаевич Шаламов действительно был инвалидом – в 1920 году он потерял зрение.

В студенческие годы Шаламов погружается в социально-политическую деятельность: посещает встречи литературной группы «ЛЕФ».
Настроения Шаламова заметили наверху — за участие в митинге к 10-летию Октябрьской революции писателя арестовали спустя полтора года. 19 февраля 1929 года как «социально вредный элемент» Варлам Тихонович будет отправлен в исправительный лагерь на 3 года.
Срок Шаламов отбывал в Вишерском лагере. Там он познакомился с будущей женой – Галиной Гудзь, приехавшей навестить своего мужа. Влюбившись в Шаламова, она развелась, позже у Варлама и Галины родилась дочь Елена.
После лагеря Варлам Шаламов возвращается в Москву и благодаря знакомому из ЛЕФа – фотографу Леониду Волкову-Ланниту – устраивается работать в журнал «За ударничество». Печатается и в других изданиях: «За промышленные кадры», «За овладение техникой» — их материалы были агитационными. Сам Варлам про этот период говорил: «Лучше быть продавцом магазинным, чем в газете работать».
В это же время Шаламов пишет стихи, но в стол, никому не показывая:
Писатель обращается и к прозаической форме – создает рассказы, которые уже публикуются. Однако воздухом свободы Шаламов дышит недолго — в 1937 году новый арест, обвинение в контрреволюционной деятельности. Срок увеличивается, теперь осуждают на 5 лет и отправляют в Магадан.
Целое явление советской жизни, русской истории – страшная Колыма. Здесь Шаламов работает на золотых приисках и постоянно попадает в лагерную больницу из-за истощений.
Хотя в 1942 году срок Варлама Тихоновича подходит концу, его не освобождают. Новый донос продлевает «лагерную жизнь» еще на десять лет. Сам писатель был уверен: причина заключается в его заявлении, что «Бунин – русский классик». Вплоть до завершения срока Шаламов работает в дальневосточных лечебницах.
Варлам продолжает поэтическую работу, отправляя через знакомого врача стихи Борису Пастернаку. Так случается судьбоносное для Шаламова знакомство по переписке. Благодаря Пастернаку Шаламов вернется к творчеству уже в родных краях и сумеет войти в литературный круг.

В 1953 Варлам Тихонович возвращается в Москву. На этом лагерная история завершается. Он был лишен свободы и семьи практически на 20 лет — и почти сразу ему приходится уехать в Калининскую область, поскольку он получил запрет на проживание в крупных городах.
Тогда же начинается работа над самыми известными произведениями писателя – циклом «Колымские рассказы». Продлится она около 20 лет!
В последние годы жизни Варлам Шаламов печатался в журналах «Юность», «Москва», «Знамя». А еще заводил «культурные знакомства», в том числе с Александром Солженицыным и Надеждой Мандельштам.
Частые приступы болезни Меньера постепенно приводят Шаламова к потере слуха, зрения и координации, и он попадает в Дом инвалидов. Через два года у писателя случается инсульт – Варлама Тихоновича переводят в пансионат для страдающих хроническими психическими заболеваниями, где 17 января 1982 года он умирает из-за крупозной пневмонии.
Сам Шаламов говорил: «Смерть – это тихая жизнь на другом берегу, надо доплыть, додышать...».





