Изначально 11.11 был анти-Днем Святого Валентина: как придумали Всемирный день шопинга

Может показаться, что Всемирный день шопинга маркетологи решили проводить именно 11.11 только потому, что это красивая дата. На самом деле история фестиваля скидок гораздо более интересная.
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
Изначально 11.11 был анти-Днем Святого Валентина: как придумали Всемирный день шопинга
Unsplash
Надеемся, вы успели закупиться в день бешеных скидок!

Сегодня 11 ноября ассоциируется с переполенными товарами корзинами на маркетплейсах, рекордными скидками и уставшими сотрудниками, которые захлебываются от количества заказов. Но так было не всегда. Прежде чем превратиться в глобальный шопинг-марафон, праздник 11.11 был тихим, смешным и очень камерным мероприятием, понятным только китайским студентам.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

День холостяка 11.11

В далеком 1993 году несколько студентов Нанкинского университета решили, что пора перестать завидовать тем, кто получает валентинки и ужины при свечах, и создать свой праздник — «День холостяков». В качестве даты решили выбрать 11.11, потому что четыре единицы напоминают четырех одиноких людей, стоящих рядом.

Смысл этого «убийцы» Дня Святого Валентина был не в том, чтобы грустить из-за своей несостоявшейся личной жизни и ругаться на счастливых парочек, а наоборот — веселиться, собираться вместе, устраивать студенческие вечеринки и дарить друг другу небольшие презенты.

Дарить подарки
Freepik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шутка быстро разрослась: ее подхватили студенты из других университетов, затем городская молодежь, а к середине 2000-х «День холостяков» стал неформальной традицией для миллионов китайцев. Но по-настоящему взрывным стал момент, когда в нем увидели коммерческий потенциал.

Из праздника одиночек в крупнейший фестиваль шопинга

В 2009 году о существовании Дня холостяков совершенно случайно узнал генеральный директор Alibaba, крупнейшей платформы для глобальной торговли Alibaba, Дэниел Чжан. Именно этот момент стал переломным в истории праздника — предприниматель вдруг осознал его коммерческий потенциал и решил использовать этот праздник в качестве 24-часовой феерии онлайн-покупок. Так родилась первая распродажа 11.11, которая тут же стала вирусной.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Скидки
Unsplash

Не без участия социальных сетей информация о существовании дня шопинга в Китае быстро распространилась по миру, так что со временем День холостяков лишился исходного ироничного смысла. Теперь красивая дата ассоциируется не с желанием порадовать себя в связи с отсутствием романтических отношений, а со скидками в большинстве магазинов.

Интересно, что сегодня Всемирный день шопинга стал настолько популярным, что по охватам вполне может посоревноваться с Черной пятницей и Киберпонедельниками! А в некоторых странах даже обойти их: так, в 2025 году в США объем продаж 11.11 превысил отметку в 150 миллиардов долларов — это больше, чем выручки в Черную пятницу и Amazon Prime Day вместе взятые.