Сегодня 11 ноября ассоциируется с переполенными товарами корзинами на маркетплейсах, рекордными скидками и уставшими сотрудниками, которые захлебываются от количества заказов. Но так было не всегда. Прежде чем превратиться в глобальный шопинг-марафон, праздник 11.11 был тихим, смешным и очень камерным мероприятием, понятным только китайским студентам.
Изначально 11.11 был анти-Днем Святого Валентина: как придумали Всемирный день шопинга

День холостяка 11.11
В далеком 1993 году несколько студентов Нанкинского университета решили, что пора перестать завидовать тем, кто получает валентинки и ужины при свечах, и создать свой праздник — «День холостяков». В качестве даты решили выбрать 11.11, потому что четыре единицы напоминают четырех одиноких людей, стоящих рядом.
Смысл этого «убийцы» Дня Святого Валентина был не в том, чтобы грустить из-за своей несостоявшейся личной жизни и ругаться на счастливых парочек, а наоборот — веселиться, собираться вместе, устраивать студенческие вечеринки и дарить друг другу небольшие презенты.

Шутка быстро разрослась: ее подхватили студенты из других университетов, затем городская молодежь, а к середине 2000-х «День холостяков» стал неформальной традицией для миллионов китайцев. Но по-настоящему взрывным стал момент, когда в нем увидели коммерческий потенциал.
Из праздника одиночек в крупнейший фестиваль шопинга
В 2009 году о существовании Дня холостяков совершенно случайно узнал генеральный директор Alibaba, крупнейшей платформы для глобальной торговли Alibaba, Дэниел Чжан. Именно этот момент стал переломным в истории праздника — предприниматель вдруг осознал его коммерческий потенциал и решил использовать этот праздник в качестве 24-часовой феерии онлайн-покупок. Так родилась первая распродажа 11.11, которая тут же стала вирусной.

Не без участия социальных сетей информация о существовании дня шопинга в Китае быстро распространилась по миру, так что со временем День холостяков лишился исходного ироничного смысла. Теперь красивая дата ассоциируется не с желанием порадовать себя в связи с отсутствием романтических отношений, а со скидками в большинстве магазинов.
Интересно, что сегодня Всемирный день шопинга стал настолько популярным, что по охватам вполне может посоревноваться с Черной пятницей и Киберпонедельниками! А в некоторых странах даже обойти их: так, в 2025 году в США объем продаж 11.11 превысил отметку в 150 миллиардов долларов — это больше, чем выручки в Черную пятницу и Amazon Prime Day вместе взятые.
