Самолет Ту-154М к моменту выполнения рейса ЯМ516 по маршруту Удачный — Москва уже изрезал небо вдоль и поперек. За 20 лет своего существования он успел сменить три места работы (авиакомпании), совершить 7700 циклов «взлет-посадка» и пробыл в небе на протяжении 26 500 часов. Для такого опытного «бойца» перелет из Якутии в столицу обещал стать обычным рабочим днем. Но судьба распорядилась иначе.
«Чудо на Ижме»: история Сергея Сотникова, спасшего 81 жизнь тем, что просто чистил заброшенную ВПП

7 сентября 2010 года
Через 3,5 часа после взлета пилоты в лице Евгения Новоселова и Андрея Ламанова столкнулись с неожиданностью: внезапно отключилось электропитание, все системы «полетели», связаться с землей и запросить посадку в ближайшем аэропорту, в столице Коми, не было возможности. Команда, в состав которой также входил штурман Сергей Талалаев и бортинженера Рафика Каримова, осталась наедине со своими проблемами, решать которые им пришлось, опираясь на одну только свою интуицию, наблюдательность и многолетнюю практику.


Как показало дальнейшее расследование, произошел тепловой разгон аккумулятора, то есть резкое повышение температуры внутри батареи. Это привело к короткому замыканию, из-за которого отключилось вообще все. В том числе не представлялась возможным перекачка авиатоплива из крыльевых топливных баков в расходный, расположенный в фюзеляже. В нем, к слову, осталось всего 3300 кг топлива — этого хватает на полчаса полета.
Дальше пилоты действовали по наитию: опустились ниже облаков, чтобы видеть землю, глазами начали искать более-менее подходящую площадку для посадки и даже рассматривали возможность посадки на воду. Как вдруг показался участок дороги, очень похожий на взлетно-посадочную полосу. Ее длина составляла чуть больше 1300 метров, что было недостаточно для Ту-154, но Новоселов и Ламанов решили рискнуть.
Главный герой
Аэродром в Ижме был закрыт для приема и отправки самолетов в 1998 году, с тех пор он работал только как вертолетная площадка, и то принимал гостей крайне нерегулярно. Следить за состоянием посадочного квадрата оставили всего одного человека — Сергея Сотникова, который работал здесь уже 20 лет, с самого начала существования аэропорта.
Казалось бы, делать особо ничего не требовалось: время от времени расчищать небольшую территорию, следить за самим зданием аэродрома, и все, про существовавшую когда-то взлетно-посадочную полосу можно было смело забыть. Но Сотников продолжал ее поддерживать в пригодном состоянии: очищал от мусора, веток, поваленных деревьев, вырубал поросль, не давал складировать там дрова или машины — просто «на всякий случай». Кто б знал, что этот «всякий случай» все-таки настанет.
Утром 7 сентября начальник вертолетной площадки в Ижме услышал громкий гул самолетных двигателей, будто лайнер летит слишком низко. Собственно, так и было — пока Сергей Сотников наблюдал за белой махиной в небе, внутри пассажиры пытались справиться с паникой, а экипаж продумывал четкий план по проведению аварийной посадки.

Поскольку в самолете вообще все электрооборудование отказалось работать, использовать закрылки при посадке пилоты не могли. Поэтому скорость при заходе на посадку составляла 350-380 км/ч — это на сотню больше положенного. Бортпроводники оперативно распределили всех пассажиров по салону равномерно, чтобы нигде не было перевеса. Выпущенные шасси дотронулись до ВПП.
Тормозной путь из-за высокой скорости оказался очень длинным, авиалайнер пронесся по взлетно-посадочной полосе и даже вышел за ее пределы — часть пробега пришлась на грунт и лес. Тем не менее, аварийная посадка прошла успешно, никто не погиб, обошлось даже без тяжелых травм. Все это только лишь потому, что полоса была прочная, ровная, очищенная от препятствий.

А вот самолету пришлось худо: шасси, «брюхо», крылья, двигатели и та самая электросистема нуждались не просто в починке — в замене. К тому же ВПП в аэропорту Ижмы была слишком короткой для того, чтобы Ту-154 мог нормально разогнаться и взлететь, поэтому в авиакомпании подумывали о полном списании машины. Но почему-то вдруг передумали, и 16 марта 2011 года его ремонт был завершен.
За совершенные подвиги пилоты того злополучного рейса были удостоены звания «Героя России», остальным членам экипажа президент РФ вручил Ордена Мужества. А Сергей Сотников был награжден множеством почетных грамот, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также стал лауреатом премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея».

На сегодняшний день его карьерный путь в аэродроме Ижма давно окончен: в 2019 году мужчина вышел на пенсию. А до этого времени он так и чистил взлетно-посадочную полосу, ведь теперь Сотников на собственном опыте знал, что тот самый «всякий случай» вполне может случиться.
