«Чудо на Ижме»: история Сергея Сотникова, спасшего 81 жизнь тем, что просто чистил заброшенную ВПП

15 лет назад, 7 сентября, на борту Ту-154 авиакомпании «Алроса», летевшего из небольшого города Якутии в Москву, произошел полный отказ всех бортовых систем: электричества, навигации, радиосвязи и даже топливных насосов. В этот момент авиалайнер пролетал над северной частью республики Коми — глубине тайги, над территорией, где, казалось бы, нет никаких шансов на спасение. Но шанс был. И его обеспечил житель села Ижма, причем сам того не подозревая.
Екатерина Николаева
Екатерина Николаева
Редактор сайта TechInsider.ru
«Чудо на Ижме»: история Сергея Сотникова, спасшего 81 жизнь тем, что просто чистил заброшенную ВПП
rodina-history.ru
На борту находилось 72 пассажира и 9 членов экипажа.

Самолет Ту-154М к моменту выполнения рейса ЯМ516 по маршруту Удачный — Москва уже изрезал небо вдоль и поперек. За 20 лет своего существования он успел сменить три места работы (авиакомпании), совершить 7700 циклов «взлет-посадка» и пробыл в небе на протяжении 26 500 часов. Для такого опытного «бойца» перелет из Якутии в столицу обещал стать обычным рабочим днем. Но судьба распорядилась иначе.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

7 сентября 2010 года

Через 3,5 часа после взлета пилоты в лице Евгения Новоселова и Андрея Ламанова столкнулись с неожиданностью: внезапно отключилось электропитание, все системы «полетели», связаться с землей и запросить посадку в ближайшем аэропорту, в столице Коми, не было возможности. Команда, в состав которой также входил штурман Сергей Талалаев и бортинженера Рафика Каримова, осталась наедине со своими проблемами, решать которые им пришлось, опираясь на одну только свою интуицию, наблюдательность и многолетнюю практику.

Евгений Новоселов
Wikipedia
Андрей Ламанов
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как показало дальнейшее расследование, произошел тепловой разгон аккумулятора, то есть резкое повышение температуры внутри батареи. Это привело к короткому замыканию, из-за которого отключилось вообще все. В том числе не представлялась возможным перекачка авиатоплива из крыльевых топливных баков в расходный, расположенный в фюзеляже. В нем, к слову, осталось всего 3300 кг топлива — этого хватает на полчаса полета.

Дальше пилоты действовали по наитию: опустились ниже облаков, чтобы видеть землю, глазами начали искать более-менее подходящую площадку для посадки и даже рассматривали возможность посадки на воду. Как вдруг показался участок дороги, очень похожий на взлетно-посадочную полосу. Ее длина составляла чуть больше 1300 метров, что было недостаточно для Ту-154, но Новоселов и Ламанов решили рискнуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главный герой

Аэродром в Ижме был закрыт для приема и отправки самолетов в 1998 году, с тех пор он работал только как вертолетная площадка, и то принимал гостей крайне нерегулярно. Следить за состоянием посадочного квадрата оставили всего одного человека — Сергея Сотникова, который работал здесь уже 20 лет, с самого начала существования аэропорта.

Казалось бы, делать особо ничего не требовалось: время от времени расчищать небольшую территорию, следить за самим зданием аэродрома, и все, про существовавшую когда-то взлетно-посадочную полосу можно было смело забыть. Но Сотников продолжал ее поддерживать в пригодном состоянии: очищал от мусора, веток, поваленных деревьев, вырубал поросль, не давал складировать там дрова или машины — просто «на всякий случай». Кто б знал, что этот «всякий случай» все-таки настанет.

«Пусть говорят, что аэродром вроде как брошенный, но там же есть человек, который работает, значит, я в ответе, правильно? Если я эксплуатирую перрон, где находится посадочный квадрат для МИ-8 и МИ-2, то вот рядом — взлетная полоса в таком тоскливом состоянии, царапает ведь за сердце. Пойдешь, да что-то сделаешь».
Сергей Сотников

Утром 7 сентября начальник вертолетной площадки в Ижме услышал громкий гул самолетных двигателей, будто лайнер летит слишком низко. Собственно, так и было — пока Сергей Сотников наблюдал за белой махиной в небе, внутри пассажиры пытались справиться с паникой, а экипаж продумывал четкий план по проведению аварийной посадки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Самолет Ту-154 до инцидента 7 сентября 2010 года.
Самолет Ту-154 до инцидента 7 сентября 2010 года.
Wikipedia

Поскольку в самолете вообще все электрооборудование отказалось работать, использовать закрылки при посадке пилоты не могли. Поэтому скорость при заходе на посадку составляла 350-380 км/ч — это на сотню больше положенного. Бортпроводники оперативно распределили всех пассажиров по салону равномерно, чтобы нигде не было перевеса. Выпущенные шасси дотронулись до ВПП.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тормозной путь из-за высокой скорости оказался очень длинным, авиалайнер пронесся по взлетно-посадочной полосе и даже вышел за ее пределы — часть пробега пришлась на грунт и лес. Тем не менее, аварийная посадка прошла успешно, никто не погиб, обошлось даже без тяжелых травм. Все это только лишь потому, что полоса была прочная, ровная, очищенная от препятствий.

Аварийная посадка Ту-154 в аэропорту Ижма
Wikipedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вот самолету пришлось худо: шасси, «брюхо», крылья, двигатели и та самая электросистема нуждались не просто в починке — в замене. К тому же ВПП в аэропорту Ижмы была слишком короткой для того, чтобы Ту-154 мог нормально разогнаться и взлететь, поэтому в авиакомпании подумывали о полном списании машины. Но почему-то вдруг передумали, и 16 марта 2011 года его ремонт был завершен.

За совершенные подвиги пилоты того злополучного рейса были удостоены звания «Героя России», остальным членам экипажа президент РФ вручил Ордена Мужества. А Сергей Сотников был награжден множеством почетных грамот, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, а также стал лауреатом премии имени Владимира Высоцкого «Своя колея».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Сергей Сотников на фото — крайний слева.
Сергей Сотников на фото — крайний слева.
Wikipedia

На сегодняшний день его карьерный путь в аэродроме Ижма давно окончен: в 2019 году мужчина вышел на пенсию. А до этого времени он так и чистил взлетно-посадочную полосу, ведь теперь Сотников на собственном опыте знал, что тот самый «всякий случай» вполне может случиться.