История советских игровых автоматов берет свое начало с 1971 года, когда в столице открылась международная выставка «Аттракцион-71», где были представлены зарубежные модели. Из Европы, США и Японии привезли более 50 аттракционов и игровых автоматов. Выставка, которую посетили сотни тысяч человек, стала настоящей сенсацией и дала импульс развитию советской игровой индустрии. После ее закрытия часть автоматов были выкуплены, а руководство страны решило организовать их производство в СССР. Первые советские игровые автоматы были копиями западных моделей.
Во что играли в СССР: история советских игровых автоматов

Выставка-сенсация
Игровой автомат по стоимости автомобиля
Игровые автоматы быстро завоевали популярность среди советских граждан. В их создании принимали участие проектные институты, конструкторские бюро и предприятия ключевых министерств: радиопромышленности, приборостроения, средств автоматизации и систем управления, судостроительной и авиационной промышленности.
Как ни странно, на военных заводах того времени существовали передовые технологии, позволявшие разбирать западные автоматы, изучать, как они устроены, и собирать отечественные аналоги по образцу и подобию.
Для сборки автоматов не использовались специализированные компоненты – их просто не было, чаще всего применялись детали, предназначенные для военной электроники. Автоматы делали из тех же деталей и материалов, что и всю продукцию завода. Чаще всего это были элементы военной и бытовой техники, поэтому стоимость каждой машины могла равняться стоимости автомобиля, а вес достигал двухсот килограмм. Однако именно благодаря этому автоматы отличались высокой надежностью.
Как игра «воспитывала» советских граждан
Главные отличия были обусловлены государственной идеологией. В СССР азартные игры были под запретом, поэтому стимулировать азарт игроков не разрешалось. Поиграть в автомат стоило 15 копеек, но выиграть в нем можно было только дополнительную призовую игру или сувенир на память, например, значок.

Еще одно отличие от западной индустрии заключалось в том, что Министерство культуры считало: игровые автоматы должны развивать у игроков полезные навыки – скорость реакции, внимание, глазомер, меткость, ловкость, логику и память. Именно поэтому отечественные автоматы не были игрой ради игры. Появилось даже постановление, которое предписывало автоматам «способствовать идеологическому, эстетическому и трудовому воспитанию молодежи».
Особая лаборатория
За обслуживание, дистрибуцию и инкассацию советских аттракционов отвечало Всесоюзное объединение «Союзаттракцион», получавшее свой доход. При «Союзаттракцион» работала Центральная научно-исследовательская лаборатория аттракционов (ЦНИЛАТ), чтобы адаптировать саму идею аркад в стране. Лаборатория проводила социологические исследования воспитательного воздействия игровых автоматов на молодежь и вместе с конструкторским бюро продумывала сюжеты и различные игровые ситуации.
В 1980-е годы на государственном уровне признали, что производство игровых автоматов — первый шаг к эре компьютеров и современных технологий, поскольку они являются частью технической истории СССР. Их значимость отмечали в контексте знакомства поколения с научным прогрессом, так как автоматы позволяли изучить элементарные принципы управляющих действий оператора в системе «машина-человек».


Виды советских игровых автоматов
Советские игровые автоматы были двух типов: электромеханические и электронные (на базе дискретной логики или микропроцессоров), которые использовали телевизионные кинескопы для отображения игрового сюжета. Существовали спортивные автоматы («Баскетбол», «Хоккей», «Шайбу-шайбу», «Футбол», «Мини-кегли»), стрелковые имитаторы («Снайпер», «Ни пуха — ни пера», «Дуплет», «Охота», «Меткий стрелок»), гоночные имитаторы («Магистраль», «Обгон», «Авторалли», «Чемпион», «Вираж»), военные имитаторы («Морской бой», «Торпедная атака», «Подводная лодка», «Танкодром», «Воздушный бой»), автоматы-манипуляторы («Кран», «Зонд»), пинболы, автоматы-качалки.



«Морской бой»
Самый знаменитый электромеханический автомат советской игровой индустрии. Игрок должен потопить вражеский флот с помощью торпед. В нем использовалась система зеркал, которые располагались под углом 45 градусов, создавая перспективу. Корабли движутся на велосипедной цепочке. Нажатие на кнопку выстрела запускает торпеду — цепь лампочек, зажигающихся последовательно. При совпадении последней лампочки с контактом на корабле срабатывает взрыв, и игроку начисляются очки. Всего заложено восемь траекторий движения торпеды.

«Снайпер»
Этот автомат в 1970-е годы изготавливали на производственном объединении ПРОМПРИБОР. Сроки, отведенные на первичную разработку изделия по аналогу английского аппарата «Большая стрельба», были настолько короткими, что казались просто невыполнимыми. Работники ОГК трудились по 10-12 часов: собирали первую партию в 20 штук в проходе между цехами для выполнения правительственного задания. План по производству изделия под рабочим названием АИ-274 составил 46 штук, далее был налажен выпуск по 250-300 штук в год. Вскоре автомату был присвоен государственный Знак качества, а также вручена серебряная медаль ВДНХ. Аттракцион имел оглушительный успех, собирая аншлаги в парках и Домах культуры.

«Репка», «Городки», «Конек-Горбунок»
Эти автоматы отечественного производства не имели аналогов в мире. Их сюжет и геймплей берут начало в русском фольклоре и народных играх. Например, в «Городках» задача играющего – выбить как можно больше фигур, используя как можно меньше бит. По экрану проплывают фигуры, сложенные из брусков, игроку необходимо вовремя и метко сбить их битой. Автомат «Репка» оборудован рычагом, который нужно тянуть на себя. Цифры на информационном табло показывают величину приложенного усилия, и автомат сравнивает ее с силой героев русской народной сказки – мышки, Жучки, дедки и т.д.


«Репка» — нетипичный силомер, если зарубежные представляли собой грушу или наковальню, то «Репка» замеряла силу становой тяги. А «Конек-Горбунок» был первой электронной аркадой в СССР. Задача игрока была в том, чтобы выполнить поручение царя, управляя героем Иваном и избегая препятствий.
- «Вираж» — игровой автомат с имитацией автомобильных гонок, который стремится полностью воспроизвести водительское место. Это первый автомат с креслом и коробкой передач.
- «Телетир» — редкий автомат, который обладает возможностью смены четырех программ-уровней и участия двух игроков одновременно.
- «Лоцман» — аркада, которая позволяет почувствовать себя опытным моряком, привести корабль в порт и миновать препятствия.
- «Скачки» — автомат, в который могут играть до шести игроков, соревнуясь в скорости лошадей, как на настоящих скачках. Чья лошадь первой окажется у финиша — тот и победил.

Советские игровые автоматы стали не просто развлечением, а уникальным симбиозом инженерного гения, идеологии и народной культуры. Они были полигоном для передовых технологий, демонстрируя, как военные и промышленные мощности СССР адаптировались для создания сложных развлекательных систем. Эти аркады заложили фундамент для будущего отечественной цифровой эпохи, познакомив целое поколение с принципами взаимодействия человека и машины.
Увидеть сохранившиеся советские игровые автоматы и поиграть в них можно в Музее советских игровых автоматов в Москве.
