Возможно, вам доводилось видеть решетки на старых кладбищах. Нужны они были вовсе не для защиты живых от мертвых, а как раз наоборот. Задача решеток — исключить любую возможность проникновения в новое жилище усопшего, ведь захоронения привлекали разных «гостей»: медиков, похищавших трупы для изучения анатомии; колдунов и лекарей, желающих заполучить часть тела покойника; диких животных, идущих на запах останков.
Сейфы для мертвецов и кладбищенские ярмарки: 5 шокирующих фактов про средневековые кладбища

Зачем на средневековых кладбищах решетки
Простых смертных хоронили в общих могилах, которые вмещали около тысячи мертвецов. Когда могила заполнялась, могильщики дожидались окончательного разложения тел, убирали решетку и вынимали кости. Но что происходило с ними потом? Вместимость кладбищ ограничена, поэтому люди Средневековья нашли куда пристроить кости. Костяной декор храмов, наводящий ужас на современного человека, — вполне прагматичное решение. А в средневековой Чехии скопилось столько останков после чумы, что из них сделали все внутреннее убранство храма — знаменитой Костницы.
Мортсейфы для защиты погребенных тел
Проблема сохранности трупов вновь возникла в XIX столетии — это было время стремительного развития науки. Колдунов стало намного меньше, но студенты медицинских факультетов массово грабили могилы, ведь тела казненных преступников не закрывали потребность в трупах для анатомирования. Тогда британцы придумали мортсейфы — это железная клетка, закрывающая могильную плиту, а ее прутья прикрывают гроб с боков и снизу.
Студенты не копали саму могилу темной ночью — они рыли подкоп, который начинался за кладбищенской стеной. Прорвавшись к нужному месту... они терпели полнейшее разочарование, так как упирались в мортсейф — конструкцию примитивную, но надежную.
Это устройство имело одну особенность: прутья в некоторых местах проходили сквозь могильную плиту и крепились к ней замком, так что просто снять мортсейф, вытащив из земли, было невозможно (он и так тяжелый, а тут еще и плита). Через полтора месяца, после разложения останков, его могли установить уже на другую могилу. Мортсейфы, которые мы видим сейчас, стоят на своих последних могилах: снимать их не было нужды.
Кладбище как место встречи
Современный человек испытывает трепет перед кладбищами — это место, требующее скромности и строгого этикета. Он был бы шокирован средневековыми местами упокоения — центрами бурной социальной жизни. Например, кладбища могли быть своеобразным местом встреч профсоюзов: гильдии мастеров посещали храмы в честь покровителей их ремесла и совмещали мессу с деловым собранием. Также здесь прогуливались влюбленные, подальше от любопытных глаз, а торговцы предлагали купить самые разные товары — от четок и иконок до выпечки и парфюмерии.
Люди городского прево сторонились мест упокоения не из-за суеверного страха, просто кладбище — освященная земля. На этой территории городская стража никого не ловила, а нищие и представители сомнительных «профессий» (воры, куртизанки) находили здесь приют. Нечасто выгоняли их и священники, ведь кладбище — церковный двор: вдруг именно сегодня они там не сомнительную встречу устроят, а обратятся к Богу.
Как могильщики стали новыми «королями» Европы
В 1346-1353 по Европе прошлась Черная смерть, забравшая с собой половину населения. В это мрачное семилетие появилось столько трупов, что было непонятно, куда их девать. Почти в каждом городе запретили рыть новые могилы на территории кладбищ и вспомнили про заброшенные погосты — и даже про языческие некрополи. А то и просто выкапывали рвы за городскими стенами. Как обычно и бывает в период катастроф, нашлись те, кто выиграл от этой ситуации.
В папском Авиньоне чума обогатила могильщиков. Еще недавно эта работа считалась недостойной, а те, кто ею занимался, по статусу были на уровне помощников палача и даже совмещали эти профессии. И в годы чумы эти люди стали «королями» Европы: они грабили богатые дома, пили и ели в три горла, гребли за свои услуги полновесное серебро, а иногда и золото. И никто не мог их остановить.
Эффигии и транзи
Самый удивительный вид средневекового надгробного монумента — эффигия, скульптурное изображение покойного, лежащего на крышке саркофага. Такую роскошь могли себе позволить лишь аристократы и церковные иерархи. Статуя выполнялась из мягкого известняка или мрамора и богато украшалась. Изображенный человек возлежал на крышке своего саркофага в лучшей одежде, руки его были сложены в молитве, держали молитвослов или символы власти.
В эпоху Возрождения поменялось отношение к телесности — людей интересовало не только цветение юности, но и старение, смерть и даже разложение. Соответственно изменились и надгробные монументы: на смену эффигиям пришли так называемые транзи, которые тоже изображали людей. Но это были уже не благочестиво возлежащие покойники, облаченные в парадное платье, — транзи иллюстрировали смерть и разложение: обнаженные тела покоятся на развернутом саване, голова безвольно лежит, глазницы впали, беззубый рот открыт. Зачастую мастер шел дальше и ваял разлагающиеся, поедаемые червями останки, в животах которых гнездятся жабы и лягушки, а изо рта выползают змеи.




