Как скринсейверы защищали ранние мониторы

Заставка, или «скринсейвер» – это не просто причудливое оформление рабочего стола или способ сберечь электроэнергию (напротив, заставки только тратили ее). Хранители экрана действительно «сохраняли» мониторы от поломки.
Виталий Маршак
Виталий Маршак
Пишу новости, составляю тесты
Как скринсейверы защищали ранние мониторы
Windows 98 / screensaver

Оказывается, экранная заставка нужна была не только для красоты

Большинство ранних компьютерных мониторов имели кинескоп, или электронно-лучевую трубку (ЭЛТ), которые проецировали изображение на экран с помощью люминофора.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если любое изображение оставалось долгое время на экране, люминофор мог оставить его отпечаток на стекле – явление, известное как «выгорание». После этого даже полное выключение монитора не скрывало фантомное изображение.

Особенно сильно выделялись изображения, которые не сменялись долгое время – например, элементы интерфейса. Таким образом панель задач Windows могла надолго «выгореть» на экране, так как она находилась в нижней части и редко менялась.

Именно поэтому программисты создали файлы с движущимися изображениями, называемые «хранителями экрана» («скринсейверами»), которые автоматически включались при длительном бездействии экрана.

Со временем кинескопы были вытеснены жидкокристаллическими дисплеями. ЖК-мониторы оказались не только компактнее и энергоэффективнее, но не нуждались в люминофоре, а значит и не выгорали. В настоящее время скринсейверы остались в основном, как пережиток прошлого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако еще одна из причин их использования – кибербезопасность. Некоторые компании (или пользователи) настраивают хранители экрана так, чтобы после их активации необходим был ввод пароля для продолжения работы с компьютером.

До сих пор сохранился миф о том, что хранители экрана экономят электроэнергию. Однако это не так. Наоборот, они потребляют дополнительную энергию, чтобы сохранять монитор включенным и воспроизводить на нем анимацию. Трехмерные скринсейверы потребляют еще больше энергии, так как используют графическое оборудование компьютера для рендеринга трехмерных объектов.