Почему «черный ящик» называют «черным», если на самом деле он оранжевый, и как он устроен?

Бортовые самописцы (это их официальное название, которое используется в сфере безопасности полетов и в авиации) почти всегда называют «черными ящиками». Однако на самом деле они оранжевого цвета. Рассказываем, почему так.
Почему «черный ящик» называют «черным», если на самом деле он оранжевый, и как он устроен?
Pixabay

Да, «черные ящики» на самом деле оранжевого цвета. И на то есть веская причина

Изначально черные ящики были действительно черными. В начале 1950-х годов, когда их только изобрели, бортовые самописцы представляли собой записывающее устройство с физической магнитной лентой и микрофонами, расположенными в кабине самолета. Устройство заключалось в огнеупорную коробку и окрашивалось в черный – просто для защиты голого металла и предотвращения ржавчины.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Но в настоящее время они выглядят вот так:

Так выглядит черный... то есть оранжевый ящик, находящийся на борту самолета
Так выглядит черный... то есть оранжевый ящик, находящийся на борту самолета
Creative Commons

Оказалось, что черный ящик (буквально черного цвета) не так просто обнаружить среди обломков самолета. Поэтому их начали окрашивать в ярко-оранжевый цвет, чтобы сделать более заметными и помочь поисково-спасательным группам идентифицировать записывающие устройства при обыске места авиакатастрофы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Что такое черный ящик

Название «черный ящик» прижилось из-за его первоначального цвета и используется до сих пор обывателями и СМИ. Однако на самом деле это устройство называется «бортовой самописец». Он фиксирует данные полета, включая записи разговоров в кабине пилота.

Устройство черного ящика

Снаружи черный ящик может быть в форме шара или цилиндра, потому что это повышает его прочность. Кстати, корпус делают из титана или высокопрочной стали. Часто на нем есть надпись: «Бортовой самописец. Не открывать». А что же внутри черного ящика? Состоит это устройство из трех частей:

  1. Блок сбора полетной информации;
  2. Защищенный бортовой накопитель;
  3. Пульт управления и индикации.

Первый блок создан для того, чтобы записывать данные, которые потом «перекочевывают» во второй блок, более защищенный. Там информация остается в целости и сохранности. По сути черный ящик — это массив микросхем флеш-памяти и контроллер, которые установлены на амортизаторах, защищающих их от удара о землю и о воду. А также внутри устройства есть маяк, позволяющий быстро найти его в случае крушения самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Этот черный ящик легко найти в траве, потому что он яркого оранжевого цвета!
Этот черный ящик легко найти в траве, потому что он яркого оранжевого цвета!
guns.allzip.org

Зачем нужен черный ящик в самолете

В авиации его используют для того, чтобы контролировать действия пилота и работу системы. Так, бортовой самописец фиксирует давление топлива в двигателе, в гидросистемах, количество оборотов моторов и прочее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот как выглядят «внутренности» бортового самописца
Вот как выглядят «внутренности» бортового самописца
wozap.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А в случае падения самолета черный ящик нужен, чтобы выяснить причину, по которой летательный аппарат оказался в аварийной ситуации.

Где находится черный ящик

На сегодняшний день в самолетах устанавливают два типа бортовых самописцев: эксплуатационный (нужен для контроля работы, его данные оперативно доставляются в аэропорты) и аварийный (для следствия, каждые 2 часа информация записывается заново). Именно аварийный находится в хвосте самолета, потому что эта часть самолета наименее подвержена разрушению при авиакатастрофе.

На картинке указано место в самолете, где находится бортовой самописец, а также строение черного ящика
На картинке указано место в самолете, где находится бортовой самописец, а также строение черного ящика
fb.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сколько бортовых самописцев в самолете

Конечно, какими бы прочными ни были черные ящики, существует риск того, что удар самолета о землю будет очень сильным. Иногда для того, чтобы данные точно не были утеряны, в самолете устанавливают более одного самописца. А бывают комбинированные черные ящики, которые выполняют две функции (и эксплуатационную, и аварийную). И по правилам их должно быть два на один самолет.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Какую информацию сохраняет черный ящик

Что касается разговоров в кабине пилота, записывается абсолютно все. Поэтому на работе ему уж точно не до откровений, секретов в полете нет. Хотя пилот может стереть запись, это происходит весьма редко. Кроме аудиозаписей голоса устройство регистрирует все шорохи и щелчки, звук работы мотора, объявления для пассажиров, инструкции бортового компьютера и т. д.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему бортовой самописец не уничтожается при взрыве

Не горит и не мокнет: черный ящик в самолете создается специально для того, чтобы сохраняться при авиакатастрофах. Материал стенок ящика — титан и сталь. Форма — цилиндр или шар. Это делает самописец очень прочным. Но это еще не предел. С ростом технологий характеристики черного ящика должны тоже расти. Сегодняшние бортовые самописцы выдерживают полчаса нахождения в огне, и месяц могут находиться на морском дне под шестью километрами толщи воды.

Вот как может выглядеть самописец из самолета, который рухнул. Да, корпус поврежден. Но микросхемы целы.
Вот как может выглядеть самописец из самолета, который рухнул. Да, корпус поврежден. Но микросхемы целы.
tvc.ru
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как расшифровывают данные из самописца самолета

Никак. Потому что их не зашифровывают. Все для того, чтобы доступ к ценной информации не был затруднен. Под словом «расшифровка» здесь обычно подразумевается переформатирование данных в приемлемый (текстовый) вид. Это делается для того, чтобы удобно было анализировать информацию, сопоставляя какие-то детали друг с другом. А что касается конфиденциальности разговоров пилотов, то эти записи прослушивают исключительно для обнаружения причины падения самолета.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Почему черный ящик так называется, если он не черный?

Такое название бортового самописца появилось неспроста. На то есть не одна причина.

  • Изначально запись велась на фотопленку. А с ней нужно обращаться бережно, поэтому бортовые самописцы действительно были черного цвета. И снаружи, и внутри. Чтобы не засветить пленку.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Вот как выглядит старая модель черного ящика: информация записывалась на пленку. Длина такой ленты составляет 8 метров
Вот как выглядит старая модель черного ящика: информация записывалась на пленку. Длина такой ленты составляет 8 метров
fullpicture.ru
  • Когда самолет падает на землю, чаще всего начинается возгорание. Поэтому вместе с обломками обгорает и бортовой самописец, из-за чего покрывается черной копотью.
  • Есть и более метафоричное понимание слова «черный»: то есть темный, содержащий секрет. Хоть данные и не зашифрованы, но это самая что ни на есть тайна полета, которая каждые 2 часа обновляется полностью.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Где еще используют черные ящики

Такие устройства, записывающие данные во время перемещения, есть не только на летательных аппаратах. Бортовые самописцы есть и в поездах, и на лайнерах, и даже в автомобилях. Работают они по такому же принципу: записывают все характеристики внутри транспорта. Отличаются такие черные ящики лишь названием: на железной дороге принято называть их локомотивными скоростемерами, а на шоссе — автомерами.

Перспективы развития черного ящика

С тех пор, как Дэвид Уоррен изобрел черный ящик, произошло много усовершенствований этого устройства. В 2010 году, когда создатель бортового самописца ушел из жизни, Кришна М. Кави написал о перспективах развития в своей статье «За пределами "черного ящика". Например, существуют мысли о том, чтобы самолеты передавали информацию о полете в облако.

Кстати, ранее мы развеяли голливудские штампы и рассказали о том, что же произойдет в реальности, если кто-то начнет перестрелку в летящем самолете. Подробнее об этом можно узнать в нашем материале.

Мы также ответили на вопрос, почему в самолетах приглушают свет во время взлета и посадки. Ответ здесь.