Для детей учитель-робот будет не хуже человека? Есть важный нюанс!

Исследователи протестировали трех- и пятилетних детей, чтобы выяснить преимущества учителей-роботов перед людьми.
Для детей учитель-робот будет не хуже человека? Есть важный нюанс!
unsplash.com

У кого дети предпочитают учиться? Исследования уже показывали, что даже младенцы способны определить лучшего «информатора», то есть более опытного преподавателя. Но выбирая между компетентным роботом и некомпетентным человеком, кого предпочли бы дошкольники? Согласно новой статье ученых Университета Конкордия, Канада, ответ во многом зависит от возраста.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
unsplash.com

Образование для детей

В новом исследовании сравнивали две группы (3-летних и 5-летних детей) дошкольников. Дети участвовали во встречах в Zoom с молодой женщиной и маленьким роботом Нао с гуманоидными характеристиками. Между последними располагали знакомые объекты, которые робот называл правильно, а человек — неправильно: например, машину женщина называла книгой, мяч — туфлей, а чашку — собакой. Затем двум группам детей показали неизвестные предметы. И робот, и человек при этом использовали разные бессмысленные термины, чтобы обозначить объекты. Затем детей спросили, как называется объект: им нужно было сделать выбор в сторону бессмысленного выражения либо от человека, либо от робота.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В то время как трехлетние дети не особо делали разницы между двумя «информаторами», пятилетние дети гораздо чаще называли термин, предложенный роботом. «Мы видим, что к пяти годам дети предпочитают учиться у компетентного учителя, а не у того, кто им более знаком, — даже если компетентным учителем является робот», — говорит ведущий автор статьи, кандидат наук Анна-Элизабет Бауманн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Исследователи повторили эксперименты с новыми группами трех- и пятилетних детей, заменив гуманоида Нао небольшим роботом в форме грузовика по имени Козмо. И снова ученые получили схожий результат: это позволяет предположить, что морфология робота не влияет на стратегии избирательного доверия детей. Бауманн добавляет, что наряду с заданием по маркировке исследователи решали наивную биологическую задачу. Детей спрашивали, являются ли биологические органы или механические механизмы внутренними частями незнакомых животных и роботов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
unsplash.com

Лучший учитель для ребенка

Трехлетние дети были в замешательстве, приписывая роботам как биологические, так и механические внутренние части. Однако пятилетние дети гораздо чаще указывали, что внутри роботов должны быть только механические части. «Эти данные говорят нам о том, что дети предпочтут учиться у робота, даже если они знают, что он не похож на них. Они знают, что робот механический», — отмечает Бауманн.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Несмотря на уже существующий массив литературы о преимуществах использования роботов в качестве помощников для обучения детей, ученые заметили, что большинство исследований сосредоточены на одном роботе-информаторе или на двух роботах, сталкивающихся друг с другом. Новое исследование является первым, где использовали и человека, и робота, чтобы понять, считают ли дети во время учебы социальную принадлежность и сходство с учителем более важными, чем компетентность.

В новой статье показано, что к пяти годам дети относятся к роботам так же, как и взрослые, то есть как к изображениям социальных агентов. «Старшие дошкольники знают, что роботы имеют механические внутренности, но все же очеловечивают их. Как и взрослые, эти дети приписывают роботам определенные человеческие качества, такие как способность говорить, думать и чувствовать», — поясняют эксперты. «По мере расширения использования технологий и по мере того, как дети все больше взаимодействуют с технологическими устройствами, для нас важно понять, как технологии могут быть инструментом, облегчающим обучение».