История о том, как в 1938 году радиопостановка «Война миров» привела к массовой панике в США

Утром на Хэллоуин 1938 года молодой режиссер Орсон Уэллс проснулся и обнаружил, что о нем говорят все в США. Накануне вечером Уэллс и его Mercury Theatre («Театр Меркурий») в прямом эфире представили радиоадаптацию романа Герберта Уэллса «Война миров», превратив научно-фантастическую книгу в сводки фейковых новостей, описывающие марсианское вторжение в Нью-Джерси. Многие поверили, что вторжение реально.
История о том, как в 1938 году радиопостановка «Война миров» привела к массовой панике в США
Изображение ELG21 с сайта Pixabay

Люди поверили в инопланетных захватчиков из-за низкорейтингового радиоспектакля

В 1930-х годах научная фантастика была в основном прерогативой детей. Идея о том, что разумные марсиане действительно могут существовать (и, уже тем более, захватить Землю), никем не обсуждалась всерьез.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако 30 октября 1938 года газеты начали писать о том, что радиопастановка Орсона Уэлса «Война миров», превращенная в сводку фейковых новостей, «убедила более миллиона американцев в том, что на Соединенные Штаты напали инопланетные захватчики». При этом сам Уэллс оказался шокирован не меньше остальных.

Его шоу «The Mercury Summer Theatre» длилось несколько месяцев, каждую неделю адаптируя известные литературные произведения для радио, и никто даже не подумал, что они настоящие. Когда актеры рассказывали «Дракулу», люди в панике не грабили местные магазины, вынося из них чеснок и осину. Но что тогда особенного в «Войне миров»?

Проблема отчасти, вероятно, скрывалась в печатных СМИ. В 30-е годы у газет и журналов началась серьезная конкуренция с радио. Поэтому, когда американские журналисты услышали, что Уэллс читает на радио новости о конце света, они увидели возможность очернить радио как распространителя фейковых новостей и показать, что доверять можно только печатным СМИ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако феномен массовой паники в США все еще остается загадкой. На следующий день после радиопредставления, когда газеты уже начинали писать о панике, рейтинговая служба радиостанций обзванивала домохозяйства, чтобы спросить, что они слушают. Только 2% ответили, что слушают «Программу Орсона Уэллса». Как передача с таким низким рейтингом спровоцировала панику, суды и сгенерировала громкие заголовки в газетах – неясно.

Однако единственное, к чему привел этот «скандал» – 23-летний Орсон Уэллс стал знаменит на всю страну. «Скандал» открыл дорогу молодому режиссеру в Голливуд, благодаря чему позже появился один из самых важных фильмов в истории «Гражданин Кейн».