Образ сатаны в истории: почему дьявола изображают с рогами и копытами

Современная медиакультура часто делает дьявола «чертовски стильным». Однако когда дело доходит до его истинного облика, то сатана всегда показан с рогами и копытами. Но почему?
Образ сатаны в истории: почему дьявола изображают с рогами и копытами
Unsplash

Кто придумал образ сатаны?

Возможно, вы удивитесь, но историки не сходятся во мнении о том, когда это изображение дьявола стало популярным. Его появление не описано в Библии, однако позже его отождествили со змеем в Эдемском саду, который убедил Еву съесть яблоко. Но в самом Священном Писании нет никакого упоминания о его рогах и копытах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По большей части изображение дьявола, как существа, напоминающего козла, не встречается в произведениях искусства ни в Средневековье, ни в Возрождение. Оно внезапно появляется к XIX веку и сразу же становится «эталонным».

Как дьявол выглядел раньше

Дьявол как голубой ангел
Wikimedia

На мозаике VI века в базилике Сант-Аполлинаре-Нуово в Равенне, Италия, дьявол показан голубым ангелом. Позже, когда его начинают называть «зверем», его изображают в виде дракона. Картина XV века, на которой святой Августин, противостоит дьяволу, изображает его, как драконоподобного существа с крыльями, похожими на крылья летучей мыши.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Картина XV века, на которой святой Августин, противостоит дьяволу
Wikimedia

Однако искусство разных культур смотрит на «главного злодея всех времен» по-разному. Например, в греческой мифологии Пан был богом дикой природы, пастухов и стад. Его обычно изображали в виде фавна или сатира с копытами и рогами. Раннехристианские писатели называли Пана демоном.

Греческий бог Пан
Wikimedia
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Еще одно объяснение наличия копыт и рогов у дьявола — древние ассоциации коз с подземным миром. Например, демон Азазель связан с ритуалом «козла отпущения грехов». Во время обряда в пустыню, после предварительного возложения «грехов еврейского народа», отправляли козла.

В исследовании 2013 года в журнале Numen историк Еврейского университета Александр Кулик утверждал, что изображение дьявола с рогами и копытами возникло в ранней еврейской литературе и может быть замечено в греческом Апокалипсисе Баруха.

Текст описывал демоническую расу с задними конечностями ослов, утверждая, что они построили нижние уровни Вавилонской башни. Кулик утверждает, что этот отрывок показывает, что понятие «сатироподобных» демонов существовало в еврейской культуре еще в 70 году до нашей эры.