Проект «Тукдам»: как изучают тибетских монахов, тела которых остаются нетленными после смерти

Тела некоторых тибетских монахов остаются «нетленными» после того, что со стороны выглядит как обычная смерть. Их собратья утверждают, что они еще не умерли, но находятся в глубоком, заключительном медитативном состоянии, называемом «тукдам». Но насколько это достоверно с точки зрения науки?
Проект «Тукдам»: как изучают тибетских монахов, тела которых остаются нетленными после смерти
Shutterstock

Даже скептики вынуждены признать, что на Тибете происходит что-то странное. После очевидной смерти некоторых монахов их тела остаются в позе медитации, не разлагаясь в течение необычайно длительного времени, часто до двух или трех недель. Увлекательный отчет об этом явлении был написан Дэниелом Берком для публикации в журнале Tricycle.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тибетские буддисты, которые рассматривают смерть как процесс, а не событие, утверждают, что дух еще не оборвал все связи с физическим телом. Для них тукдам начинается с медитации «ясного света», которая позволяет уму постепенно раскрываться, в конечном итоге растворяясь в состоянии вселенского сознания, более не привязанного к телу. Только после этого тело может умереть.

Верите вы в это или нет, но факт остается фактом: тела монахов не разлагаются, как другие трупы. Однако стоит отметить, что случаи необъяснимо замедленного разложения или естественной мумификации известны науке и за пределами Тибета. Подобные процессы пусть редко, но все-таки можно встретить как в дикой природе, так и в случае «обычных» мертвецов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Научное исследование того, что происходит в процессе тукдама, привлекло внимание и поддержку Далай-ламы, главы монашеского сообщества в иерархии тибетского буддизма. Сообщается, что он искал ученых, которые могли бы разгадать загадку, около 20 лет. Будучи сторонником современного научного подхода, Далай-лама писал: «Буддизм и наука — это не противоречащие взгляды на мир, а скорее разные подходы к одной и той же цели: поиску истины».

Научный подход

Самое серьезное исследование этого явления на сегодняшний день проводится в рамках проекта Thukdam Project Центра здорового разума Висконсинского университета в Мэдисоне. Нейробиолог Ричард Дэвидсон — один из основателей центра, опубликовавший сотни статей о данном явлении. Впервые он столкнулся с тукдамом после того, как его друг, тибетский монах, геше Лхундуб Сопа официально умер 28 августа 2014 года. Дэвидсон получил возможность осмотреть его тело пять дней спустя: «Абсолютно никаких изменений. Это было невероятно», — писал он.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Недавно Thukdam Project опубликовал свой первый годовой отчет. В нем обсуждалось недавнее исследование, в котором электроэнцефалограммы не смогли обнаружить никакой мозговой активности у 13 монахов, которые практиковали тукдам и были формально мертвы в течение как минимум 26 часов. Дэвидсон был старшим автором исследования.

В то время как некоторые могут сказать, что на этом исследования стоит свернуть, Дэвидсон считает работу с ЭЭГ лишь первым шагом на долгом пути. В любом случае остается вопрос: почему эти якобы умершие монахи так медленно начинают разлагаться? Хотя факторы окружающей среды могут немного замедлить или ускорить процесс, обычно разложение начинается примерно через четыре минуты после смерти и становится совершенно очевидным в течение следующего дня или около того.

Поскольку исследователи тукдам продолжают искать любые сигналы «посмертного сознания», будет справедливо в очередной раз задать вопросы: что такое сознание? Где оно локализовано и локализовано ли вообще? Соответствуют ли принятые в научной практике определения сознания действительности?