Зачем советские люди вешали ковры на стену? Не для красоты, как вы могли подумать!

До боли знакомо: хрустальный сервиз, бабушкин комод, огромный сервант... Согласитесь, все эти предметы создавали в каждой советской квартире особый уют. Но главной деталью интерьера все же был настенный ковер. Его рассматривали, как картину в музее, на него откладывали деньги, им хвалились перед гостями и хранили для следующих поколений.
Зачем советские люди вешали ковры на стену? Не для красоты, как вы могли подумать!
Flickr | Валентин Паршин

Разбираемся, почему в СССР всем так нравились настенные ковры и как они вошли в моду?

Привычка русских людей украшать коврами стены появилась вовсе не в советский период, как принято считать, а намного раньше, еще в царской России. Тканые полотна и гобелены, завезенные с Востока, могли висеть в поместьях дворян, купцов и даже во дворце самого императора. Такая деталь интерьера была признаком состоятельности, высокого социального статуса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Со временем традиция не устарела, но приобрела несколько иной смысл. В советских квартирах ковры начали появляться не только под ногами, но и на стенах примерно в 1960-х годах, но не столько ради красоты, сколько из-за удобства, в целях экономии и по ряду других необычных причин.

О них и расскажем ниже.

Flickr | bezkaski1
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Все свое носили с собой

Когда в СССР постепенно завершалась плановая застройка «хрущевками», многие граждане, переселявшиеся из деревни в город, забирали с собой самое ценное, что было в избах, — ковры. Класть на пол ворсовые полотна с вытканными орнаментами рука не поднималась, поэтому жильцы предпочитали украшать изделиями стены.

Утепление зимой

Зимой в собранных наспех «хрущевках» было довольно прохладно, поэтому ковры становились средством дополнительного утепления квартиры. С ними тонкие и холодные бетонные стены лучше удерживали тепло.

В. Калинин / Sputnik
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Экономия на обоях

Отделать обоями, которые и так были в дефиците, четыре стены выходило значительно дороже, чем покрыть всего две. Чтобы сэкономить, прагматичные хозяева завешивали одну стенку красивым большим ковром, а вторую — заставляли модульной «стенкой» с полками и ящиками. Вот и весь ремонт!

Ковры буквально вешались один раз на всю жизнь. Именно вешались, а не прибивались: прибивать было нельзя — плохая примета. Сначала в стенку намертво вкручивались стальные дюбели или прикручивался деревянный каркас с гвоздями, и уже потом вешался ковер, на который заранее пришивались металлические кольца или петли из ниток.

Шумоизоляция

Как хрущевки, так и панельные многоэтажки не отличались толстыми стенами и хорошей шумоизоляцией. Чтобы не засыпать под звуки работающего в соседней квартире телевизора или крики детей, советские граждане уплотняли родные «картонные коробки» широкими коврами.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Unsplash

В очередь за коврами

Турецкий, китайский или вьетнамский ковер было не стыдно показать друзьям, оставить в качестве приданого и сохранить для будущих поколений, как это сегодня делают с фамильными украшениями и другими предметами роскоши. Но чтобы его получить, приходилось сначала постоять в большой очереди, а потом — заплатить немалую сумму. В 1960-е годы ковры ручной работы, произведенные в союзных республиках, могли стоить порядка 125 рублей, в 1970-е - от 300 до 500 рублей. А вот за иностранные изделия отдавали гораздо больше, по 1000, а иногда и по 1500 рублей.

А ну-ка признавайтесь, у кого дома все еще висит символ ушедшей эпохи?