Загадочный временной сбой: что же на самом деле произошло в Париже в ночь на 30 декабря 1902 года?

В ночь на 30 декабря 1902 года жители Парижа проснулись от необычной тишины и чувства тошноты. Одни отделались легким испугом и головокружением, другие падали в обморок. И все из-за того, что «нечто» остановило все маятниковые часы на 1 минуту 5 секунд. Этот знаменитый парижский сбой времени наука пытается объяснить уже более 100 лет...

Что это было?

Встревоженные люди потребовали объяснения происшествия у властей, но внятного ответа так и не добились. Никаких атмосферных аномалий в это время зафиксировано не было. Сейсмографы также не отметили ни единого случая колебаний почвы. Так как остановились только маятниковые инструменты, а все остальные виды механизмов продолжали работать исправно, это натолкнуло специалистов на мысль, что феномен имеет геофизический характер. Ведь маятники колеблются под воздействием силы земного притяжения. И такой массовый сбой всех маятников мог произойти, если бы в ту ночь в Париже одним махом убрали силу земного притяжения. Правда тогда все жители оказались бы в состоянии невесомости, но люди прочно держалось за землю ногами. Остается предполагать, что возникли некие колебания, по фазе противоположные колебаниям маятников. И при суммировании колебаний они взаимно уничтожились.

К разгадке мог бы подтолкнуть «Маятник Фуко», который изобрел Жан Фуко в середине XIX века. Это устройство наглядно демонстрирует вращение Земли.

С помощью него ученый доказал, что если бы поверхность Земли не вращалась, маятник бы не показывал изменения плоскости колебаний. За маятником круглосуточно велось наблюдение и все изменения записывались в журнал. Но запись в журнале гласила, что в ночь с 29 на 30 декабря 1902 года никаких аномалий в поведении устройства зафиксировано не было.

Только в 1998 про инцидент вспомнил журналист Жаку Лемье и провел собственное расследование. Он вышел на некую мадам Кристину Шардрен, которая была внучкой дежурившего в тот день наблюдателя за маятником. Дед ей однажды рассказывал, что в ту злополучную ночь маятник Фуко вел себя немного странно, даже останавливался на мгновение. Он быстро зафиксировал все в журнале наблюдений. Однако вскоре лист с этой записью был уничтожен. А на его место вклеили другой, где было написано, что ночь прошла без происшествий.

Журналисту удалось разыскать этот журнал, чтобы убедиться в словах мадам Шардрен. Лист в журнале действительно был заменен. Вопрос: кому же понадобилось скрывать эту информацию? И что на самом деле произошло...

Более ста лет выдвигаются одни только версии

Существует множество версий, среди которых встречается и полнейшая дичь. Начиная от шалости пришельцев, заканчивая экспериментами Николы Теслы, который как раз в те годы занимался исследованиями магнитных полей.

Есть версия, что это была миниатюрная нейтронная Звезда, которая словно игла с огромной скоростью вращения пронзила землю в области Парижа. Этот астрономический объект является одним из конечных продуктов эволюции звезд. И возникает он как правило после взрыва сверхновой звезды. И если такое космическое «сверло» вонзилось в планету, вполне возможно, что оно проскочило ее, не нанеся серьезного ущерба. Но мощный импульс гравитационной волны, возникший при этом, привел встретившиеся на ее пути тела в кратковременное состояние невесомости и остановил маятники. А если бы в то время уже существовали радио и телевизоры, эффект был бы еще более потрясающим.

По другой версии, сбой связан с высокой солнечной активностью. Якобы Солнце выпустило сильную электромагнитную дугу. Достигнув Земли, она вызвала сильное возмущение магнитных полей. А так как механические часы состоят из легких деталей, выполненных из токопроводящих металлов, изменение индукционного поля могло превысить силу гравитации и изменить период и амплитуду движения деталей. А для часов это означает нарушение хода или остановку. Эта версия могла быть правдой, вот только непонятно, почему не остановились пружинные часы.

Как видите, версий множество, но ни одна не проливает свет на природу этого таинственного явления. И скорее всего, правды о парижском сбое мы уже никогда не узнаем.