Пластиковый иммунитет

Учеными получены первые доказательства того, что полимерные «антитела» успешно справляются со своей задачей в крови живых мышей.

Естественные антитела — белки, вырабатываемые иммунной системой — призваны защитить организм от инфекций и посторонних веществ, попадающих в его внутреннюю среду. Исследования, результаты которых опубликованы в Journal of the American Chemical Society, подтверждают возможность использования пластиковых наночастиц, специально созданных для борьбы с определенными антигенами, источниками которых могут выступать болезнетворные вирусы и бактерии, «проблемные» белки, вызывающие аллергические реакции на пыльцу растений, пыль или некоторые продукты питания, ядовитые вещества.

В докладе группа ученых под руководством Кеннета Шея (Kenneth Shea) ссылается на свои предыдущие исследования, в результате которых был разработан метод получения пластиковых наночастиц (размерами примерно в 1/50000 толщины человеческого волоса), имитирующих способность естественных антител «зацеплять» определенные антигены. В данном случае полимерные антитела были синтезированы для «поиска» антигена мелитина — основного токсина пчелиного яда.

Для создания антител был применен метод молекулярного импринтинга: мелитин был смешан с мономерами, необходимыми для «постройки» пластиковой наночастицы. Реакция полимеризации объединила эти мономеры в длинные цепочки. После «застывания» пластика молекулы мелитина были удалены химическим путем, а на их месте остались «отпечатки», при помощи которых полученная частица способна в дальнейшем «узнать» молекулу мелитина.

Дальнейшие опыты на мышах показали эффективность полимерных антител, работавших подобно природным. Лабораторным мышам были сделаны инъекции мелитина, разрушающего клеточные мембраны, в летальных дозах. Животные, которые немедленно получили инъекцию искусственных антител, показали значительно более высокую выживаемость по сравнению с теми мышами, которые не получили наночастиц. Полимерные молекулы с «прицепленными» к ним частицами обезвреженного мелитина впоследствии были выведены из организма естественным путем.

Авторы исследования считают, что использование подобных полимерных наночастиц, созданных методом молекулярного импринтинга, возможно для имитации широкого спектра различных антител.