Цвет-долгожитель: Секреты художников майя

Физики отыскали секрет небывалого долголетия синего красителя майя.
Цвет-долгожитель: Секреты художников майя

Цивилизация древних майя оставила после себя немало впечатляющих памятников искусства и культуры. Одна из загадок майя, над которой исследователи бились до сих пор — удивительно яркий синий цвет, сохранившийся по сей день в оформлении скульптур, стен, посуды и других изделий майя. Краситель, получивший имя Maya Blue, озадачил археологов своей долговечностью. Как ему удается сохранять свою яркость, когда другие пигменты попросту исчезают?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Французские исследователи изучили структуру материала, окрашенного Maya Blue, используя методы рентгеноструктурного и термогравиметрического анализа. Это позволило раскрыть секрет долголетия синего красителя майя.

Столь яркий цвет майя получали, нагревая волокнистый минерал палыгорскит с органическим пигментом индиго. При нагревании индиго каким-то образом впитывается в волокна палыгорскита, и цвет закрепляется. Но что вызывает необычайную стойкость пигмента — до сих пор было неизвестно.

Палыгорскит пронизан тончайшими каналами, которые заполнены молекулами воды. Анализ показал, что при нагреве вода выводится из структуры материала, уступая свое место молекулам пигмента. А при охлаждении каналы оказываются запертыми, что не дает красителю их покинуть.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это отчасти объясняет «долголетие» пигмента, но тут работает и другой механизм. Индиго теряет свой цвет и становится желтым, если в нем разрушаются углерод-углеродные связи. Однако в Maya Blue эти связи защищены каналами палыгорскита — явление, известное как стерическое экранирование.

Разгадав секрет художников майя, исследователи воспользовались своими знаниями, чтобы получить новый пигмент на основе индиго и цеолита, который выполняет ту же функцию, что и палыгорскит. Ученые утверждают, что применение этой методики не ограничено одним только синим цветом. Возможно, вскоре производители красителей смогут получить целую радугу пигментов, способных пережить века.

А тем, кого интересует искусство гораздо менее древнее, но столь же красочное — кинематограф — рекомендуем прочитать о съемках фильма Мэла Гибсона «Апокалипсис», повествующего о последнем рубеже цивилизации майя («Апокалипсис в движении: Индейские технологии»).