По прямой: Новый линейный ускоритель

Большой Адронный Коллайдер заработал на полную мощность только в марте этого года, а ученые уже готовятся к строительству нового ускорителя, который сможет работать с электронами.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

31-километровый туннель Международного Линейного Коллайдера (International Linear Collider, ILC) станет вторым в истории линейным ускорителем, способным работать с электронами — до сих пор это было под силу лишь стэнфордскому ускорителю SLA, построенному еще в 1962 г. Ожидается, что ILC обойдется в 6,7 млрд долларов, возведение его начнется уже в 2012 г. и займет около 7 лет. Где именно оно состоится — пока не решено окончательно, но не слишком далеко от европейского исследовательского центра CERN в Женеве, т. е. — от того же БАК.

В глубоком вакууме электромагниты на сверхпроводниках будут разгонять электроны и позитроны навстречу друг другу до околосветовых скоростей и сталкивать их. ILC должен дополнить исследовательские усилия, которые предпринимают ученые на БАК. По словам одного из руководителей проекта, работа БАК «неаккуратна». По его сравнению, столкновения протонов, которые проводятся на этом ускорителе, похожи на попытку бросить друг в друга пару апельсинов на скорости 100 км/ч — и надеяться, что столкнутся и их семечки. В этом сравнении апельсины играют роль протонов, а семечки — составляющих их кварков. Нет, никто не отрицает эффективность и полезность БАК — но более точные исследования возможны лишь на более совершенных инструментах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким инструментом и должен стать ILC, сталкивающий электроны, которые в тысячи раз меньше протонов и, насколько нам известно, неделимы. В БАКе сталкивать их невозможно, поскольку туннель этого ускорителя кольцеобразный, и каждый раз, меняя направление движения, электроны, как и любые другие частицы, будут отдавать энергию в виде фотонов рентгеновского излучения. Однако для таких легких частиц, как электроны, эта потеря весьма существенна, и они, фактически, будут терять таким образом всю энергию, которую «накачивают» в них электромагниты. Туннель ILC придется строить линейным.

Над проектом ILC уже работает около 700 ученых из 300 университетов мира — а что они надеются найти, мы объясняли, рассказывая о Большом Адронном Коллайдере — обо всем, от науки до финансов — «Пока не случился БАК».