Крученый: Солнечные игры

Колоссальные объемы плазмы, которые иногда выбрасывает Солнце со своих полюсов, иногда резко меняют траекторию и могут, в принципе, настигать и Землю.
Крученый: Солнечные игры

Тесные отношения Солнца с Землей уже давно не новость. Силовые линии магнитосферы звезды могут непосредственно взаимодействовать с магнитным полем нашей планеты, создавая своего рода «портал», по которому с огромной скоростью перемещаются тонны вещества (читайте: «Портал открыт»). Однако в целом, как считается, самые опасные и мощные выбросы материи, происходящие на полюсах Солнца корональные выбросы массы (coronal mass ejections, CME) Земли непосредственно не достигают, и мы остаемся в некоторой безопасности от их воздействия. Поэтому результаты недавнего анализа данных, собранных работающими у Солнца зондами-близнецами STEREO, оказались довольно неожиданными.

Выяснилось, что СМЕ могут напоминать «крученый мяч» в футболе (или любой другой игре с мячом или шариком): запуская свои колоссальные «огненные шары» из полюсов, Солнце может закручивать их. В своем движении выбросы могут пересечься и с нашей несчастной планетой. «Несчастной» — потому, что для нас с вами, зависящих от сложной электроники и телекоммуникаций, мобильной связи и GPS, подобная встреча может оказаться трагической.

Материя СМЕ представляет собой многие миллионы тонн раскаленной и заряженной плазмы. Конечно, Земли эти миллионы тонн достигнут лишь в виде неощутимого для нас разреженного «дождичка» ионизированных частиц. Неощутимого для наших тел — но не для электроники. Они способны всерьез нарушить работу действующих на орбите спутников и множества наземных сложных систем. По недавней оценке американской Академии наук, подобная встреча способна нанести мировой экономике ущерб более чем в триллион долларов, а на устранение ее последствий могут понадобиться до 10-ти лет.

Так что неудивительно то большое внимание, которое уделяется сегодня изучению СМЕ, попыткам предсказать эти выбросы и создать устойчивые к их воздействиям спутники — например, переводя их временно в безопасный «спящий» режим, пока поток не пройдет.

Итак, анализируя данные миссии STEREO, специально предназначенной для изучения корональных выбросов, ученые обнаружили нечто, что уже предсказывали некоторые специалисты, но не наблюдал еще никто. Выброс, устремившийся в космос с приполярных широт Солнца, закрутился и изогнулся, «падая» по направлению к экваториальной плоскости Солнечной системы (в которой лежит орбита Земли и практически всех других планет).

Это не очень радостные новости: получается, что СМЕ, появляясь на широтах выше 60-й, вовсе не обязательно минуют наши края. В некоторых случаях магнитное поле Солнца — если нам не повезет — способно пустить их, как «крученый мяч», на скорости до 500 км/с, по направлению к Земле.

Так что, для начала, всем заинтересованным службам придется внимательнее следить за активностью в приполярных областях Солнца. Пока что туда заглядывают в «дежурном режиме», считая, что эти-то выбросы заведомо минуют Землю. Поскольку это, как выяснилось, не так, наблюдать за полюсами звезды придется во все глаза.

Загрузка статьи...