РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Колбочки из Африки: Вглядываясь в фотографии

Обширная база фотографий, сделанных в африканской «колыбели человечества», может объяснить некоторые странные особенности нашего зрения.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Нашим глазом нельзя не восхищаться. «Населяющие» его сетчатку фоторецепторы, палочки и колбочки, позволяют различать порядка 10 млн цветов и оттенков. Эти клетки имеют свою специализацию: максимальная чувствительность палочек (всего их около 90 млн) смещена ближе к красной области спектра и играет основную роль при слабом освещении. С другой стороны, колбочки (их примерно 5 млн) могут быть отнесены к одному из трех «подтипов», более чувствительных к большим длинам волн («красному свету» — L-колбочки), средним («зеленому свету», M-колбочки) и коротким («синему», S-колбочки), что и обеспечивает нам всю палитру цветов.

Однако уже тут начинаются загадки. S-колбочки составляют менее 10% общего числа этих клеток. L- и М-колбочки намного более многочисленны, причем у разных людей их число сильно различается. Отношение L к М может колебаться между 1:4 и 15:1. Спрашивается — почему?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Существует гипотеза, согласно которой подобное сочетание колбочки является элементом адаптации нашего зрения к тем условиям, в которых оно развивалось. Остается выяснить, что это за условия, и в чем адаптивное преимущество такого соотношения разных видов фоторецепторов. Интересный подход к ответу на этот вопрос предложили американские исследователи из группы профессора Джошуа Плоткина (Joshua Plotkin): найти в природе местность, условия в которой максимально соответствуют тем, что существовали на заре человечества, и исследовать ее световые (и цветовые) особенности. Итак, где же искать?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Общепринято считать, что современные люди отделились от прочих гоминид примерно 3 млн лет назад на территории Африки. Одним из характерных ландшафтов, в котором это могло произойти, полагают современную дельту реки Окаванго на юге континента, в Ботсване. Река эта не впадает ни в какое море и течет вглубь континента, постепенно разветвляясь, теряясь в огромных болотах и, в конечном итоге, испаряясь. Это — самая большая речная дельта на планете из всех, не имеющих стока в океан. Это заболоченные и мелкие воды, очень богатые флорой и фауной. Если здесь имеются какие-то особенности освещения, они могут дать ключ к нашей проблеме.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вооружившись этой гипотезой, ученые совершили краткую поездку в Ботсвану, где сделали более 5 тыс. снимков местных пейзажей с помощью 6-мегапиксельной цифровой фотокамеры Nikon D70. Все изображения были тщательно откалиброваны и собраны в единую базу фотографий, кстати, выложенную в свободный доступ в Интернет. К сожалению, этим пока что авторы ограничились. Они призывают коллег собирать аналогичные базы по другим регионам планеты с тем, чтобы впоследствии сопоставить их цветовые характеристики и вычленить особенности, характерные именно для дельты Окаванго.

Впрочем, имеется и совершенно иной подход, объясняющий странное распределение численности разных типов колбочек в сетчатке нашего глаза. По мнению некоторых специалистов, оно стало результатом... трагедии. Чего-то вроде взрыва вулкана Тоба, случившегося около 70 тыс. лет назад — только намного более далекого во времени. Эта катастрофа вызвала массовое вымирание растений и животных по всему миру; считается, что на планете выжило не более 15 тыс. человек. Аналогичные события в более ранний период могли привести к тому, что в живых осталось и менее 2 тыс. По мнению таких ученых, наше зрение сформировалось во многом в условиях подобных катастроф и адаптировано именно к ним. Найти сходные с этими условия на современной Земле представляется намного более трудным.

Напомним, что помимо общеизвестных палочек и колбочек наша зрительная система использует и еще один интересный тип чувствительных клеток. Читайте: «Еще один фоторецептор».

imbrion
imbrion 21 Февраля 2011, 17:02
Извиняюсь Индивид, но я не нашел подтверждения твоим словам, а нашел вот что: Очередность красок при печати полноцвета следующая. Первым мы печатаем желтый цвет (Yellow). Кстати, желтую краску не нужно разбавлять лаком. Зазор между рамкой и печатной поверхностью стола должен быть как можно меньше (от 4 до 2 мм), это поможет нам избежать смещения при растяжке сита. Второй цвет, который мы будем печатать - пурпурный (Magenta) . Совмещаем по рискам. Краска должна быть полупрозрачной. Третьим печатаем голубой (Cyan). И последним печатаем черный
imbrion
imbrion 21 Февраля 2011, 17:02
Спасибо за ответ Индивид, я не знал технологии печати поэтому так и подумал ) теперь получил полезную информацию, но всеже проверую, пойду почитаю про это, чтоб более не плошать.
imbrion
imbrion 21 Февраля 2011, 17:02
Наверное первый автор прав на счет того что в природе а точнее от солнце идет свет именно в такой пропорции длин волн, потому что если заметить то и рекламные банеры расположеные на солнце выгорают именно в этой пропорции а точнее наоборот остается только синий цвет. Скорее всего солнце производит много синего света возможно так влияет ультрафиолетовое излучение и чтоб его воспринимать меньше, клеток (S-колбочек) развилось меньше. Своеобразный баланс белого как в фотоапаратах. Тоесть мы видим мир не таким каков он есть :)
2002september
2002september 21 Февраля 2011, 15:02
"Отношение L к М может колебаться между 1:4 и 15:1. Спрашивается – почему?" Наверное потому что в природе эти цвета (длины волн) встречаются в +/- такой же пропорции. Не? Считаю что это абсолютно бесперспективное исследование. Сплошные неизвестные, догадки и куча мешающих факторов.
Загрузка статьи...