Четверо в лодке Т-36: невероятная история спасения советских моряков, потрясшая мир

Эта история о четверых доблестных советских солдатах, вынесенных во время шторма на пробитой барже в открытый океан. История о Робинзонах, которые, борясь со стихией, смогли продержаться на плаву 49 дней, готовя похлебку из кожаных ремней и кирзовых сапог. Спасенные американцами военнослужащие не были подготовлены к выживанию в подобных условиях, однако смогли проявить силу воли и совершить настоящий подвиг. Вернувшись на родину, они стали народными героями СССР: про них сочиняли песни, писали книги и даже сняли фильм.
Четверо в лодке Т-36: невероятная история спасения советских моряков, потрясшая мир

Дни плывут, плывут недели,
Судно носит по волнам,
Сапоги уж в супе съели
И с гармошкой пополам

Унесенные ветром

Баржа Т-36
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Команда в составе младшего сержанта Асхата Зиганшина и рядовых Ивана Федотова, Анатолия Крючкова и Филиппа Поплавского занималась погрузо-разгрузочными работами. Баржа Т-36 была не флотским плавательным средством, а армейским и могла удаляться от берега всего на 200-300 метров, следовательно для дальних плаваний была вовсе не приспособлена. Трагедия произошла 17 января 1960 года. В этот день баржу Т-36, на которой находились четверо солдат-срочников, унесло от Курильского острова Итуруп в открытый океан, в эпицентр мощного циклона. В тот день порывистый ветер сметал все на своем пути. Скорость происходящего была настолько головокружительной, что экипажу не удалось совладать со стихией. Каким-то чудом баржу не разбило о камни, но шторм знатно ее потрепал. Топливо было уже на исходе, управление потеряно. Сильный ливень повредил рацию, оборвав бедолагам связь с внешним миром, а в трюме зияла пробоина, которую экипажу удалось залатать только частично, поэтому, собрав последние силы, которые под конец были уже на исходе, им приходилось по-очереди откачивать воду. По подсчетам экипажа продовольствия и воды им должно было хватить всего на два дня. Скромный запас на четверых человек состоял из буханки хлеба, двух ведер картошки, которые рассыпались при непогоде прямо в лужицу натекшего мазута, банки тушенки, скромной горстки крупы и нескольких пачек «Беломора».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Спасти было нельзя

С берега видели, как баржа отчаянно боролась со штормом, но ничего предпринять не могли. На поиски Т-36 отправились только после того, когда шторм стих. Поиски тогда закончились неудачей. Среди обломков удалось найти только спасательные круги. Военное командование быстро свернуло спасательную операцию, решив, что баржа с экипажем погибла. Никто не мог даже предположить, что искать Т-36 стоит за сотни километров от места, где судно сорвало со швартовых. Семьям пропавших сообщили, что их родные пропали без вести при исполнении воинского долга. Но наблюдение за жильем солдат, однако, решили все же установить: на случай дезертирства.

Выжить, во чтобы то ни стало

Место, где дрейфовала несчастная баржа, находилось в квадрате, в котором проводились учебные ракетные пуски, а следовательно, вероятность наткнуться на какое либо судно сводилось к нулю. Тем не менее наши «дезертиры» не опускали рук и продолжали бороться со стихией днем, а ночью ютились на сооруженной из того, что было, кровати. Первой была решена проблема питьевой воды. Ее брали из системы охлаждения двигателя, она была ржавая, но пить было можно. Так же спасали частые дожди. Ели похлебку, которую готовили из тушенки, картошки с привкусом мазута, и мизерного количества крупы. Но запасы продуктов были ничтожно малы, так что совсем скоро пришлось варить похлебку из солдатских вещей. Сначала съели кожу с гармошки, которая оказалась счастливой находкой на Т-36, потом принялись за сапоги.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

За 49 дней дрейфа в команде не возникло ни одной ссоры. Ребята старались успокаивать и поддерживать друг друга, несмотря на то, что психические силы начали иссякать вслед за физическими. Члены экипажа все чаще стали видеть галлюцинации и страдать от необъяснимых приступов страха. Но даже перед лицом голодной смерти каждый сохранил свое достоинство и человечность. Товарищи договорились, что тот, кто останется последним в живых, перед смертью опишет, как погибал экипаж Т-36.

Спасение

Спасенные моряки
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Галлюцинации это были, или нет, но команде частенько виднелось на горизонте одно судно. Оно превращалось в точку, не замечая сигналов бедствия. И только 7 марта 1960 года летчики с американского авианосца «Кирсардж» обнаружили баржу в тысяче миль северо-западнее острова Мидуэй. Несмотря на то, что у солдат совсем не оставалось сил, сохраняя военную дисциплину, они отказались покинуть баржу, попросив только топливо и продукты. Но американцам удалось убедить истощенных членов экипажа покинуть баржу, на борту которой остался один сапог и три спички. Когда им предложили еду, они едва притронулись к еде, зная, что после долгого голодания набрасываться на пищу не стоит. Американцы были удивлены тем, что в таком юном возрасте советские солдаты проявляют невиданную стойкость и крепость духа.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Первые вести о спасении четверки в СССР были встречены настороженно, ведь русские привыкли во всем искать подвох. Чтобы встретить экипаж Т-36 в Сан-Франциско, приехали сотрудники генерального консульства СССР. Сам руководитель Советского государства Никита Хрущев прислал им приветственную телеграмму. Когда советские Робинзоны вернулись домой, их встречали как космонавтов. Пресс-конференции следовали одна за другой. И главным на повестке был вопрос: «Как на вкус сапоги?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь после

Советские воины, дрейфовавшие на барже

Трое из ребят, восстановив силы, связали свою жизнь с морским флотом, поступив в мореходное училище.

Асхат Зиганшин: после окончания мореходного училища устроился механиком в аварийно-спасательный отряд в городе Ломоносове под Ленинградом. Работал с пожарными, с водолазами на разных судах. Женился, воспитал двух дочерей. Выйдя на пенсию, поселился в Петербурге. Ушел из жизни 20 июня 2017 года.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Иван Федотов: окончил Благовещенское речное училище, получил диплом судового механика. Всю жизнь проработал речником. Ушел из жизни в 2000 году.

Филипп Поплавский: после окончания училища работал на больших морских судах, ходил в заграничные плавания. Скончался в 2001 году.

Анатолий Крючковский: много лет проработал заместителем главного механика на киевском заводе «Ленинская кузница». В январе 2019 года отметил 80-летие.