Астероид, погубивший динозавров, вызвал огромный выброс серы в атмосферу

Новое исследование показало, что когда упал астероид, ставший причиной глобального вымирания, в том числе динозавров, 66 миллионов лет назад, в стратосферу поднялось огромное количество серы.
Астероид, погубивший динозавров, вызвал огромный выброс серы в атмосферу

Изменение климата при падении астероида было еще более серьезным, чем считали ученые

Оказавшись в воздухе, огромное облако серосодержащих газов закрыло Солнце. На Земле на десятилетия или столетия наступила зима. Затем сера выпала на Землю кислотного дождем, изменив химический состав океанов.

Полученные данные показывают, что «мы недооценили количество серы, которое образовалось в результате падения астероида», — сказал соавтор исследования Джеймс Уиттс, преподаватель Школы наук о Земле Бристольского университета в Великобритании. В результате «связанное с этим изменение климата, возможно, было намного сильнее, чем мы думали раньше», — добавил исследователь.

Тот факт, что сера продолжала падать на поверхность Земли так долго, может помочь объяснить, почему жизни (особенно морской) потребовалось так много времени, чтобы восстановиться. Возможно, часть серы, выпавшей на землю, затем была смыта в океаны.

Случайная находка

Первоначально команда исследователей планировала изучить геохимию древних раковин возле реки Бразос в округе Фолс, штат Техас. Это место находилось под водой, в то время когда упал астероид,

Исследователи взяли несколько образцов отложений. Они были доставлены в Университет Сент-Эндрюс в Шотландии, где соавтор исследования Обри Зеркл, геохимик и геобиолог, проанализировал изотопный состав серы.

Исследователи обнаружили, что распределение масс изотопов серы существенно отличается от обычного на Земле. По оценке ученых такое распределение масс изотопов возможно, когда сера попадает в атмосферу и взаимодействует с ультрафиолетом. «Это может произойти только в двух сценариях: либо в атмосфере, в которой нет кислорода, либо когда у вас так много серы, что она ушла очень высоко в насыщенную кислородом атмосферу», — сказал Уиттс.

Анализ распределения изотопов позволил ученым оценить объем выброшенной в атмосферу серы. По их оценкам ее было гораздо больше, чем считалось до их пор.

Что такое ультрафиолетовый свет?

Земле около 4,5 миллиардов лет, и она была окутана насыщенной кислородом атмосферой примерно 2,3 миллиарда лет назад.

Палеонтологи нашли частично переваренные останки динозавра внутри древнего крокодила.

Предыдущие оценки аэрозолей серы, попавших в атмосферу Земли после падения астероида, колеблются от 30 до 500 гигатонн; согласно климатическим моделям, эта сера должна была превратиться в сульфатные аэрозоли, что вызвало бы охлаждение поверхности Земли от 2 до 8 градусов по Цельсию в течение нескольких десятилетий после удара.

Но новое открытие предполагает, что, поскольку количество серы было значительно больше, изменение климата могло быть ещё более резким.