Необычное открытие: оказалось, что регулярное донорство крови избавляет организм от опасных химикатов

Кого-то донорство смущает, других привлекает. А теперь ученые нашли пользу от процесса и для тех, кто сдает кровь.
Изображение от Freepik

Метод кровопускания был популярен на протяжении почти двух тысяч лет вплоть до конца XIX века

В 2022 году исследователи обнаружили любопытную пользу для донора от процесса сдачи крови: регулярная сдача уменьшает количество определенных «вечных химикатов», постоянно присутствующих в крови любого человека. Ученые пока не уверены, на сколько опасны эти широко используемые перфторалкильные и полифторалкильные вещества (ПФАС). Иногда их называют химическими веществами вечного действия, потому что они не разлагаются в природе.

pexels.com

Как провели эксперимент

Ученые проверили 285 пожарных, работающих в службе спасения города Виктории в Австралии, которые сдавали кровь и плазму в течение 12 месяцев. Пожарные обычно подвергаются воздействию PFAS через огнетушащую пену, и обычно уровень химикатов в их крови выше, чем у населения в целом. «"Результаты исследования показали что регулярное донорство крови приводит к значительному снижению уровня ПФАС" — отмечает гематолог Робин Гасиоровски из австралийского Macquarie University.

Это первый случай безопасного и рабочего способа снижения PFAS в крови. Особенно впечатлило ученых, что при таком «лечении» не используются медикаменты или какие-либо сложные медикаментозные процедуры. И к тому же это «лечение» приводит к акту благотворительности, который приносит пользу другим больным.

Исследование показало

На протяжении всего эксперимента 95 пожарных сдавали кровь каждые 12 недель, еще 95 пожарных сдавали плазму каждые 6 недель, а 95 пожарных не сдавали ничего. Уровни PFAS в последней группе остались без изменений. «Хотя в этом исследовании не изучалось влияние PFAS на здоровье или клинические преимущества его снижения у пожарных, эти важные вопросы заслуживают дальнейшего изучения, чтобы лучше понять последствия для здоровья», — говорит ученый-эколог Марк Тейлор, один из авторов работы из Macquarie University.