Неожиданное открытие: яд змей и пауков оказался далеко не стерильным. В нем просто процветают бактерии!

Бактерии — находчивые маленькие организмы. Они могут жить в самых странных и негостеприимных местах на нашей планете — засушливых пустынях, ядовитых кислых озерах и даже глубоко в земной коре под дном океана. Но ученые не так давно обнаружили новую, очень неожиданную среду обитания для выносливых маленьких микробов: яд змей и пауков.
Неожиданное открытие: яд змей и пауков оказался далеко не стерильным. В нем просто процветают бактерии!
Getty images

Открытие противоречит тому, что мы знали; такие яды содержат антимикробные соединения, что, по предположению ученых, означало, что они представляют собой стерильную среду, в которой не могут размножаться никакие микробы.

Не занимайтесь самолечением! В наших статьях мы собираем последние научные данные и мнения авторитетных экспертов в области здоровья. Но помните: поставить диагноз и назначить лечение может только врач.

Новые данные означают, что бактерии, вызывающие инфекции, могут уже присутствовать в яде еще до того, как жертва будет укушена, что позволяет предположить, что любому, кого укусила змея или паук, также может потребоваться лечение от инфекции.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Мы обнаружили, что все ядовитые змеи и пауки, которых мы тестировали, содержали бактериальную ДНК в своем яде», — отмечает молекулярный биолог Стергиос Мосхос из Нортумбрийского университета в Великобритании. «Обычные диагностические инструменты не смогли правильно идентифицировать эти бактерии — если вы были заражены ими, врач в конечном итоге назначит вам неправильные антибиотики, что может лишь усугубить ситуацию».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Хотя мы долгое время считали, что яд должен быть стерильным, зараженные укусы стерильными назвать уже нельзя. До трех четвертей жертв укусов змей заболевают инфекциями в ранах от укусов; обычно это связано с вторичной инфекцией от бактерий, живущих во рту змеи или тех, что содержались в экскрементах ее добычи.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Однако недавние исследования показали, что рты неядовитых змей были более стерильными, чем у ядовитых, что странно, учитывая антимикробные соединения, обнаруженные в яде, и тот факт, что обнаруженные в них бактерии, вероятно, являются местными, а не колонизированными из микробиоты добычи.

Мосхос и его коллеги хотели узнать, могут ли яд и ядовитые железы быть источником дополнительных бактерий. И если да, то ученые хотели понять, как микробы приспособились к жизни в том, что для них должно было быть чрезвычайно враждебной средой.

Они взяли пробы яда и отравляющего аппарата пяти видов змей: гадюки Bitis arietans, черношейной плюющейся кобры Naja nigricollis, копьеголового Bothrops atrox, западной гремучей змеи Crotalus atrox и прибрежного тайпана Oxyuranus scutellatus. Они также взяли образцы двух видов пауков — индийского декоративного Poecilotheria regalis и бразильского лососевого розового птицееда Lasiodora parahybana — и приступили к выделению и изучению микробов из яда.

Оказалось, что микробы, выделенные в ротовой полости змей и пауков, прекрасно чувствуют себя при контакте с токсинами и процветают, несмотря на ядовитую среду. Учитывая, как быстро бактериальная колония может развить устойчивость к антибиотикам, это не должно удивлять. Результаты исследования показывают, что лечение инфицированных укусов ядовитых животных может быть не таким простым, как лечение вторичной инфекции, которая происходит из-за адаптации микробов.