Пещера Куэва-де-Ардалес: древняя «художественная студия» для людей и неандертальцев

Согласно исследованию, пещеру на юге Испании регулярно посещали доисторические люди в течение как минимум 50 000 лет. Первыми посетителями пещеры, вероятно, были неандертальцы около 65 000 лет назад. Люди использовали пещеру в разные периоды времени для создания произведений искусства и выполнения церемониальных задач.
Пещера Куэва-де-Ардалес: древняя «художественная студия» для людей и неандертальцев
Ramos-Muñoz et al., PLoS One 2022

В этой пещере не жили, но творили

Испанская пещера под названием Куэва-де-Ардалес содержит более 1000 наскальных рисунков, изображающих животных, людей, отпечатки рук и абстракции. И только недавно исследователи выяснили, кто их оставил.

В исследовании, опубликованном в журнале PLoS One, ученые из Германии и Испании проанализировали данные, которые были собраны за 7 лет раскопок (с 2011 по 2018 год) и пришли к выводу, что пещера использовалась неандертальцами и современными людьми на протяжении 50 тысяч лет.

Первыми эту пещеру посетили неандертальцы – более 58 000 лет назад. Около 43 000 лет назад они ее покинули и 7000 лет «художественная студия» пустовала, пока ее не нашли древние люди.

В пещере мало свидетельств домашней деятельности, что, по мнению исследователей, означает, что люди в ней не жили. При этом здесь были найдены следы охры, свидетельствующие о творческой деятельности.

В то же время ученые обнаружили человеческие останки в пещере: нижнюю челюсть 12-летнего мальчика и фрагменты зубов. По мнению археологов, пещера могла использоваться современными людьми для погребения мертвых в раннем неолите.

Но не все артефакты, обнаруженные в пещере, были доисторическими: ученые нашли и фрагмент веревки. Радиоуглеродное датирование показало, что ей от 300 до 400 лет. Интересно, что вход в пещеру был скрыт до 1821 года.

Исследование показывает, что Куэва-де-Ардалес имело важное символическое значение в течение длительного времени. Ученые продолжают раскопки, так как система все еще не до конца изучена.