Ученые с помощью высоких технологий выяснили, как выглядел «пупок» динозавра

На рисунках или изображениях динозавров мы обычно не видим пупков, похожих на человеческие. Однако у рептилий действительно был эквивалент пупка, и исследователи недавно обнаружили первый известный окаменелый образец этого образования.
Ученые с помощью высоких технологий выяснили, как выглядел «пупок» динозавра
BMC Biology

У людей и других млекопитающих пупок представляет собой шрам, который остается в месте соединения пуповины с телом плода.

Хотя эмбрионы динозавров не были прикреплены к пуповине как таковой, ее аналогом выступал желточный мешок яйца, с которым зародыш был соединен через щелевидное отверстие в брюшной полости. От этой щели оставался длинный тонкий пупочный шрам, который можно было наблюдать на животе на протяжении всей жизни динозавра.

Используя относительно новый метод, известный как лазерно-стимулированная флуоресцентная визуализация (LSF), международная группа палеонтологов обнаружила такой шрам на окаменевшей коже динозавра, известного как пситтакозавр, возрастом 130 миллионов лет. Травоядное существо длиной 2 метра обитало на территории современного Китая в меловой период.

Сама окаменелость, родовой шрам на которой помечен голубым (справа)
Bell et al. 2022

Этот конкретный образец был обнаружен еще в 2002 году и с тех пор выставлен в музее Зенкенберга в Германии. Однако до сих пор его эквивалент пупка оставался незамеченным.

«Используя визуализацию LSF, мы определили характерные чешуйки, окружающие длинный пупочный шрам у образца пситтакозавра, похожие на некоторых живых ящериц и крокодилов», — рассказал доктор Майкл Питтман из Китайского университета Гонконга, соавтор исследования. «Мы называем этот вид шрама "пупком", хоть у людей он и меньше. Этот образец — первая окаменелость динозавра, сохранившая пупок, что связано с его исключительным состоянием сохранности».

Статья об исследовании, в котором также участвовали ученые из австралийского Университета Новой Англии, аргентинского Unidad Ejecutora Lillo в Сан-Мигель-де-Тукуман и Аризонского фонда научного развития, была недавно опубликована в журнале BMC Biology.