Ученые нашли доказательства происхождения источника Черной Смерти — одной из самых смертоносных пандемий за всю историю!

Когда в конце 1880-х годов из могил на севере Кыргызстана были извлечены тридцать с лишним скелетов, археологи и не подозревали о том, что почти 130 лет спустя эти останки откроют новые доказательства происхождения Черной смерти.
A.S. Leybin, August 1886

Черная смерть была первой волной 500-летней пандемии, которая вошла в историю как одна из самых смертоносных за все время. Вызванный пагубной бактерией Yersinia pestis, он оставил мрачную тень на средневековье, уничтожив значительную часть европейского населения.

Несмотря на ее колоссальные последствия, происхождение болезни долгое время мешало исследователям, которые с тех пор проследили давно похороненные древние геномы Y. pestis по всему континенту. Новое исследование поставило цель найти источник древней чумы и раскрыть наконец секрет ее происхождения.

Происхождение Черной Смерти

В предыдущей работе, в которой сравнивались древние геномы останков людей, умерших от чумы в Англии, Франции, Германии и других странах, Марии Спайроу и Йоханнесу Краузе удалось проследить корни второй пандемии чумы до речного города в России.

Другие команды также заявили, что обнаружили самую древнюю из известных жертв чумы, которая умерла на территории современной Латвии от менее заразного предкового штамма Y. pestis за тысячи лет до того, как Черная смерть охватила весь мир в середине 14 века.

Но истоки второй пандемии чумы, мрачной саги, начавшейся с Черной смерти и охватывающей пять столетий, обсуждались уже давно. Усилиям по ее точному определению до сих пор препятствовал преобладающий европоцентристский акцент, говорят ученые. Новое исследование продвигает вероятное происхождение Черной смерти еще дальше на восток, в Среднюю Азию — доказательства были найдены в ДНК останков семи человек, эксгумированных на двух кладбищах в современном Кыргызстане.

Надгробие одной из жертв чумы, захороненной в Чуйской долине.
A.S. Leybin, August 1886

Кладбища, расположенные в Чуйской долине у озера Иссык-Куль, на самом деле были раскопаны между 1885 и 1892 годами и содержали группу захоронений, отмеченных надгробиями с расплывчатыми надписями о неизвестной чуме. Время местной вспышки совпало с началом второй пандемии Черной Смерти, но точная причина так и не была подтверждена.

История пандемии

Для расследования команда извлекла ДНК из зубов восстановленных скелетов, секвенировала генетический материал и сравнила его с современными и историческими геномами Y. pestis. В зубах трех из семи скелетов обнаружились следы древней ДНК бактерии чумы, а скелеты удалось сопоставить с надгробиями, используя исторические дневники первоначальных раскопок.

«Наконец-то мы смогли доказать, что эпидемия, упомянутая на надгробиях, действительно была вызвана чумой», — заявил историк Фил Славин.

Два реконструированных древних генома представляли собой единый штамм, датируемый первой половиной 14 века. Геномные сравнения показали, что этот наследственный штамм привел к массовому распространению различных штаммов чумы, которые разветвились и породили пандемию.

«Мы обнаружили, что древние штаммы из Кыргызстана расположены точно в узле этого масштабного события диверсификации», — говорит Спайроу. «Другими словами, мы нашли исходный штамм Черной смерти и даже знаем его точную дату».

Это 1338 год, который был написан на древнесирийском языке на надгробиях скелета.

Конечно, оценки возраста древних образцов ДНК, извлеченных из разваливающихся скелетов, могут сильно различаться, а археологические находки никогда не бывают окончательными, поэтому в этой истории вполне может быть что-то еще, особенно если будет обнаружено больше останков жертв чумы.

Основываясь на имеющихся доказательствах, исследователи обнаружили, что предковый штамм напоминал современные штаммы, циркулирующие в популяциях диких грызунов в близлежащих горах Тянь-Шаня, что, по их словам, предполагает, что Черная смерть возникла в этом регионе, а не была завезена из других мест.