У клещей, живущих на лице человека, обнаружили анусы — и это далеко не все поразительные открытия

Ученые наконец-то разгадали генетические секреты самых тесных соседей человечества по комнате: Demodex folliculorum, также известных как кожные клещи. Среди прочего, результаты подтверждают, что у этих клещей действительно есть анус, вопреки предыдущим предположениям биологов.

Также ученые выяснили, что микроскопические животные могут быть не такими потенциально опасными, как принято считать, и что они эволюционируют в взаимозависимых, симбиотических существ, которые могут принести нам некоторые преимущества.

D. folliculorum на самом деле является одним из двух видов клещей, которые обитают на человеке, наряду с Demodex brevis. Оба вида относятся к паукообразным и более тесно связаны с клещами, чем с пауками, но именно клещи D. folliculorum обычно живут (и спариваются) на наших лицах. Срок жизни коротких червеобразных существ составляет всего от двух до трех недель, во время которых они внедряются в наши поры, цепляясь за волосяные фолликулы и в основном питаясь нашим кожным салом — маслянистым веществом, выделяемым телом для защиты и увлажнения кожи.

Несмотря на то, что практически у каждого человека в мире есть собственная коллекция клещей, мы знаем о них довольно мало. Но в новом исследовании, опубликованном в журнале Molecular Biology and Evolution, ученые утверждают, что теперь они полностью секвенировали геном D. folliculorum — достижение, которое может ответить на некоторые вопросы о строении и свойствах крошечных паразитов.

Например, ранее считалось, что у этих клещей отсутствует задний проход. Теория гласит, что без ануса их фекальные отходы просто накапливаются внутри в течение короткой жизни и высвобождаются сразу после их смерти. Некоторые ученые также предполагали, что переизбыток клещей может вызвать состояние кожи, известное как розацеа, возможно, из-за бактерий, которые высвобождаются в результате смерти клеща. Однако другие исследования поставили под сомнение это утверждение, и теперь мы знаем точно, что клещи могут какать.

Автор исследования Алехандра Перотти отмечает, что большее присутствие клещей у людей, у которых развивается розацеа и другие кожные заболевания, вполне может быть следствием состояния, а не его фактической причиной. И если клещи не оставляют после себя огромное количество экскрементов, когда умирают, то, в первую очередь, есть менее ясное объяснение того, как они могут вызвать у нас заболевание. Другие исследования продолжают находить связь между клещами и розацеа, хотя они могут быть лишь одним из многих задействованных триггеров.

«Легче и быстрее просто обвинить клещей», — заявила исследователь в интервью порталу Gizmodo.

Другие выводы команды показывают, что эти клещи эволюционировали и стали невероятно ленивыми, если судить по структуре генов. У них очень простой геном по сравнению с другими родственными видами, и они, кажется, выживают с минимальным количеством клеток и белков, необходимых для функционирования (их пары ног даже питаются одной мышечной клеткой каждая). Они утратили способность выживать при воздействии ультрафиолетового света, что объясняет, почему они прячутся глубоко в наших порах, двигаются и спариваются только ночью. Кажется, они даже больше не производят собственный мелатонин, как это делают многие животные, а вместо этого попросту отбирают его у нас. Они также передаются от матери к ребенку, часто при грудном вскармливании, а это означает, что популяции имеют относительно низкое генетическое разнообразие. А отсутствие у них естественных хищников, конкуренции с хозяевами и в целом защищенного существования предполагает, что со временем клещи, скорее всего, потеряют еще больше генов.

Исследователи предполагают, что эти тенденции могут однажды привести к исчезновению клещей D. folliculorum как отдельной сущности — процесс, который наблюдался у бактерий, но никогда у животных, говорят они. В конце концов, клещи могут больше не жить на нашей коже как паразиты, а вместо этого стать полностью внутренними симбиотами. Если это так, то мы можем видеть, что этот переход происходит сейчас, хотя это преобразование, вероятно, не будет завершено в течение длительного времени.

Независимо от будущей судьбы этих клещей, ученые отмечают, что сейчас они, возможно, приносят нам пользу. Например, клещи могут помочь очистить кожу от избыточных мертвых клеток и других материалов, по крайней мере, когда их популяции контролируются. Перотти также надеется, что их исследование предоставит людям «должное представление об этих постоянных спутниках, которых слишком долго обвиняли в наших проблемах с кожей».