Китай разрабатывает мРНК-вакцину против COVID-19, но вспышка пандемии в стране продолжается

Китай близок к разработке новой мРНК-вакцины, специализированной для защиты от варианта Omicron. Но политика «нулевой терпимости» к пандемии, которую проводят власти, пока цели не добилась.
Китай разрабатывает мРНК-вакцину против COVID-19, но вспышка пандемии в стране продолжается
SARS-CoV-2 под электронным микроскопом

Иногда стоит сделать шаг назад, чтобы выбрать другой путь

К конце мая 2020 года китайские власти объявили, что пандемия COVID-19 взята под контроль. Число случаев в этот момент составляло десятки или сотни в день, число умерших — единицы. Этого удалось добиться за счет крайне жестких мер: социальная изоляция, поголовное тестирование, отслеживание контактов заболевших. Никаких вакцин от SARS-CoV-2 тогда не существовало.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Низкий уровень числа инфицированных (хотя и не нулевой) продержался в Китае почти два года — до конца февраля 2022-го, когда в Китае началась волна варианта Omicron. Число случаев взлетело до десятков тысяч, число умерших — до сотен. Власти реагировали жестко. Для них это был сильный удар по репутации.

В Шанхае — 26 миллионном городе, финансовой столице страны — 28 февраля был введен локдаун. Но даже такие экстренные меры не помогли. За последующие месяцы в Китае зарегистрировано почти 6 миллионов инфицированных и более 20 тысяч умерших. Это несравнимо больше, чем весной 2020 года. ВОЗ считает меры китайских властей неадекватными, но политику «нулевой терпимости» китайские власти отменять не собираются.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тотальная вакцинация не спасла

В Китае на начало весны был один из самых высоких в мире процентов вакцинированного населения — более 90% получили первичную вакцину, и большая часть — бустерную. Но SARS-CoV-2 изменился, и в Китае произошла весенняя вспышка.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В Китае зарегистрировано и одобрено 7 вакцин. Но большинство жителей Китая привиты одной из двух вакцин на основе инактивированного вируса: либо CoronaVac, пекинской компании Sinovac, либо BBIBP-CorV, производимой поддерживаемой государством компанией Sinopharm в Пекине. Вакцины с инактивированным вирусом эффективно снижают риск госпитализации и смерти, но обеспечивают меньшую степень защиты, чем мРНК-вакцины, разработанные Pfizer-BioNTech и Moderna, которые широко используются за пределами Китая.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Теперь и Китай близок к завершению разработки собственной мРНК-вакцины.

Надежда на мРНК

По меньшей мере шесть китайских мРНК-вакцин проходят сейчас клинические испытания. Вакцина ARCoV, созданная биотехнологическим стартапом Abogen Biosciences из Сучжоу, является самым продвинутым на настоящий момент продуктом и проходит третью фазу клинических испытаний в Мексике и Индонезии. В Китае вакцину тоже тестировали, но на ограниченной выборке из 300 взрослых. Все они уже получили 2 дозы вакцины с инактивированным вирусом за 6 месяцев до ревакцинации. Исследователи обнаружили, что после прививки ARCoV уровни нейтрализующих антител, нацеленных именно на вариант коронавируса Omicron, были в четыре раза выше, чем после бустерной дозы CoronaVac. Получит ли вакцина против ARCoV официальное одобрение, будет зависеть от результатов третьей фазы клинических испытаний, пишет Nature в статье, посвященной новой китайской вакцине.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Дилемма пандемии

Китайские власти оказались перед трудным выбором. Силы медиков в местных больницах довольно ограничены. Они просто не могут проводить новую массовую вакцинацию, используя мРНК-вакцину (ARCoV или какую-то другую), как бустер, и в тоже время проводить тотальное тестирование и контроль, которых требует политика «нулевой терпимости».

Китайские ученые считают, что властям стоит отступить и снять большинство жестких ограничений, допустив некоторый рост заболеваемости. Тем более и число госпитализаций, и смертность от варианта Omicron относительно низкие. Тогда медики могли бы заниматься не только постоянным тестированием, но и бустерной вакцинацией. Но власти не собираются уступать и продолжают настаивать на «нулевой терпимости». Результат может оказаться прямо противоположный тому, которого они добиваются.