Как социальный стресс ускоряет старение иммунной системы: результаты исследования

Ослабление иммунитета ведет сразу к множеству различных заболеваний. Оно происходит с возрастом, но есть несколько факторов, которые ускоряют это ослабление.
Gallo images

Старение иммунной системы ускоряет появление опасных болезней, и вот какие факторы могут на него влиять.

По мере старения людей их иммунная система естественным образом начинает ослабевать. Это старение иммунной системы, называемое ослаблением иммунитета, может быть важной частью таких возрастных проблем со здоровьем, как рак и сердечно-сосудистые заболевания, а также сниженной реакцией пожилых людей на вакцины. Но не все иммунные системы стареют с одинаковой скоростью. В не так давно опубликованном исследовании ученые обнаружили, что социальный стресс связан с признаками ускоренного старения иммунной системы.

Как стресс влияет на ослабление иммунитета

Чтобы лучше понять, почему люди с одинаковым хронологическим возрастом могут иметь разный иммунологический возраст, биологи изучили данные исследования Health and Retirement Study (Исследование здоровья на пенсии/HRS), крупного национального репрезентативного опроса взрослых американцев старше 50 лет. Исследователи HRS спрашивают участников о различных видах стресс-факторов, с которыми они сталкивались, включая стрессовые жизненные события, такие как потеря работы; дискриминация, например, несправедливое обращение или отказ в уходе; серьезные жизненные травмы, такие как болезнь, угрожающая жизни члена семьи; и хронический стресс, такой как финансовые трудности.

Исследователи HRS также начали собирать образцы крови у участников, подсчитывая количество различных типов присутствующих в ней иммунных клеток, включая лейкоциты. Эти клетки играют центральную роль в иммунных реакциях на вирусы, бактерии и другие патогены. Впервые такая подробная информация об иммунных клетках была собрана в ходе крупного национального опроса.

Проанализировав данные 5744 участников HRS, которые сдавали кровь и отвечали на вопросы о стрессе, ученые обнаружили, что у людей, которые испытывали больший стресс, была более низкая доля «наивных» Т–клеток - свежих клеток, необходимых для борьбы с новыми захватчиками, с которыми иммунная система раньше не сталкивалась. Они также имеют большую долю «поздних дифференцированных» Т-клеток – старых клеток, которые исчерпали свою способность бороться с антигенами и вместо этого вырабатывают белки, которые могут усилить вредное воспаление. Люди с низкой долей новых Т-клеток и высокой долей старых Т-клеток имеют более старую иммунную систему.

Однако после того, как ученые учли плохое питание и низкие физические нагрузки, связь между стрессом и ускоренным старением иммунной системы оказалась не такой сильной. Это говорит о том, что улучшение отношения к своему здоровью может помочь компенсировать риски, связанные со стрессом.