Когда мы найдем жизнь во Вселенной и какой может быть встреча с иными цивилизациями

Не только фантасты задумываются о том, каким может быть наш первый контакт с инопланетянами, — в последнее время за это взялись и ученые.

Кажется, что мы одни во Вселенной, но такого просто не может быть, учитывая количество планет в ней. Сегодня ученые ищут инопланетные сигналы всеми способами, но они делают только первые шаги в этом направлении

На протяжении тысячелетий великие умы размышляли о происхождении, природе и распространенности внеземной жизни. Но, несмотря на впечатляющие интеллектуальные усилия, разочаровывающая реальность такова, что мы действительно не знаем, кто или что есть за пределами Земли. У ученых есть веские основания полагать, что миллиарды обитаемых миров разбросаны по всей нашей галактике и по Вселенной, изобилующей жизнью — возможно, даже технологически развитой жизнью. Но, возможно, возникновение и долгосрочное выживание жизни на Земле было случайностью, которая бывает лишь раз в одной галактике. Может быть, мы живем в одном из немногих чудесных миров, где жизнь развилась до ошеломляющего уровня разнообразия и сложности.

Жизнь на Марсе

Марс остается наиболее привлекательной целью из-за его близости и неопровержимых доказательств того, что жидкая вода когда-то покрывала большую часть его поверхности. Заявления о жизни на Марсе датируются более чем столетием, начиная с популяризации Персивалем Лоуэллом его легендарных каналов.

В 1976 году эксперименты аппарата Viking дали положительные результаты тестов на метаболизм микробов, результат, который большинство (но не все) ученые приписывают активному химическому составу почвы. Два десятилетия спустя команда НАСА и Стэнфордского университета во главе с Дэвидом Маккеем сообщила о наличии древних микроорганизмов в марсианском метеорите ALH 84001 - это утверждение до сих пор остается спорным.

Большая часть профессионального сообщества считает, что существование жизни на Марсе крайне маловероятно, но не невозможно. Ученые считают более вероятным, что мощные инструменты марсоходов смогут обнаруживать сложные молекулы, связанные с биологическими процессами. Обнаружение жизни на Марсе стало бы монументальным прорывом. Если эта жизнь окажется похожей на земную, это будет означать, что либо она была перенесена внутри метеороида с одной планеты на другую, либо что оба мира получили «молекулы жизни» от общего источника.

Было бы удивительно узнать, что планеты могут обмениваться жизнью и что земная жизнь могла возникнуть на Марсе. Но если марсианская жизнь имеет другой химический состав, не основана на клетках или использует молекулы, кодирующие информацию, отличные от ДНК и РНК, это наводит на мысль, что жизнь возникла независимо в двух разных мирах и пошла двумя разными путями. Тогда это означало бы, что жизнь широко распространена в галактике.

В поисках инопланетных сигналов

Существует главный куш, который может быть получен в результате поиска внеземной жизни — прямой сигнал от других цивилизаций. Именно его пытается найти проект SETI. Обнаружение прямых доказательств существования инопланетной цивилизации безвозвратно изменит ход истории способами, которые никто не может предсказать. Это также показало бы, что разумная жизнь может пережить технологическую юность.

Астрономы продолжают сканировать небо с помощью больших радиотелескопов в надежде уловить сигналы от развитых цивилизаций. Проект Breakthrough Listen в 2020 году выложил в публичный доступ почти 2 петабайта данных наблюдений, включая снимки центра галактики и краткий обзор 20 близлежащих звезд, цивилизации которых, если они существуют, могли наблюдать как транзит Земли по диску Солнца.

Никаких определенных инопланетных радиосигналов так и не удалось зафиксировать — ситуация, которую скептики называют «Великим молчанием». Но астрономы SETI справедливо возражают, что радиообзоры, проведенные на сегодняшний день, едва коснулись поверхности с точки зрения количества звезд на небе и поисковых радиочастот. То же самое касается текущих оптических попыток SETI обнаружить инопланетные лазерные сигналы.

Обнаружение технологически способной внеземной жизни может помочь ответить на вопрос о том, есть ли у жизни постбиологическое будущее, например, в виде переноса сознания в компьютер или преобладание искусственного интеллекта. «Конечно, это все предположения, но какой-то гибрид биологической машины кажется возможным исходом для человечества. Или можно представить, что самовоспроизводящиеся зонды отправятся к другим мирам, чтобы подготовить почву для нас, биологических существ. И если мы думаем, что это наше будущее, то это уже могло произойти в другом месте ", — говорит физик Стивен Уэбб из Портсмутского университета в Англии.