В дождевой воде по всему миру обнаружен «беспрецедентный» уровень токсических и крайне опасных для здоровья веществ

В новой обзорной статье исследователей из Европы утверждается, что глобальное распространение некоторых опасных химических веществ настолько повсеместно, что небезопасные уровни пер- и полифторалкильных веществ (PFAS) можно обнаружить в дождевой воде из всех частей мира, включая отдаленные регионы, такие как Антарктида и Тибетское нагорье.

За последние 20 лет многие химические вещества PFAS были постепенно исключены из производства после получения убедительных доказательств, свидетельствующих о потенциально токсичном воздействии на здоровье человека. Тем не менее, PFAS часто называют «вечными химическими веществами» из-за их долговременного воздействия на окружающую среду. Тот факт, что мы перестали использовать некоторые из них в промышленности, не означает, что они мгновенно исчезли из нашего мира.

В новой статье, опубликованной в журнале Environmental Science & Technology, говорится, что рекомендуемые безопасные уровни PFAS постоянно снижались в последние годы, поскольку мы узнали больше о том, насколько они на самом деле токсичны, и перестали их производить.

«За последние 20 лет произошло поразительное снижение нормативных значений PFAS в питьевой воде», — рассказал ведущий автор исследования Ян Казинс. «Например, нормативная величина питьевой воды для одного хорошо известного вещества класса PFAS, а именно вызывающей рак перфтороктановой кислоты (PFOA), снизилась в 37 500 000 раз только на территории США».

Новая угроза

В июне 2022 года Агентство по охране окружающей среды (EPA) США предположило, что негативные последствия для здоровья могут возникнуть в результате воздействия на протяжении всей жизни «почти нулевого» уровня PFAS в питьевой воде. Проблема, согласно новой статье, заключается в том, что уровни PFOA в дождевой воде во всем мире сейчас превышают безопасный порог, указанный в новых рекомендациях EPA. Сюда входят пробы воды, взятые из необычайно отдаленных мест, таких как Антарктида и Тибетское нагорье.

Новое исследование было сосредоточено на четырех конкретных загрязняющих веществах PFAS в нашей общей среде. По большей части ученые отмечают, что глобальное использование этих четырех химических веществ значительно сократилось в последние годы, но из-за их стойкости в окружающей среде они, вероятно, будут постоянно циркулировать в гидросфере в течение многих лет.

Возможно, самой большой проблемой в новой статье является предположение, что присутствие этих химических веществ в дождевой воде «практически необратимо». И хотя более широкие долгосрочные последствия для здоровья при очень низком уровне воздействия этих четырех химических веществ PFAS до сих пор неясны, исследователи подчеркивают, что существует множество других менее изученных соединений PFAS, которые все еще используются.

Вероятно, эти несколько проблемных химических веществ PFAS, упомянутых в исследовании, являются лишь «верхушкой айсберга», и исследователи в конечном итоге призывают к быстрому ограничению использования всего этого класса химических веществ.