Сразу несколько астероидов: ученые раскрыли факты, проливающие свет на гибель динозавров

Международная команда ученых по результатам сейсмических измерений обнаружила подводный кратер, который образовался в результате столкновения астероида с Землей около 66 миллионов лет назад. В это же время астероид Чиксулуб упал у побережья полуострова Юкатан, Мексика. Удар Чиксулуба считается основной причиной гибели динозавров. Возможно, причиной гибели динозавров и мело-палеогенового вымирания стала целая серия астероидных ударов.
Shutterstock

Динозавры вымерли очень быстро по геологическому времени. Если это было падение одного астероида, даже слишком быстро

Ученые из Университетов Аризоны, Эдинбурга и Техаса в результате сейсмических измерений нашли кратер, который образовался при столкновении астероида с Землей около 66 миллионов лет назад. Примерно в это же время астероид Чиксулуб столкнулся с Землей у побережья полуострова Юкатан, Мексика. Удар Чиксулуба считается основной причиной гибели динозавров.

Названный в честь ближайшей подводной горы кратер Надир имеет диаметр около 8 км и скрыт на глубине 400 м под морским дном примерно в 400 км от побережья Гвинеи, Западная Африка. Команда считает, что астероид, создавший кратер Надир, мог образоваться в результате распада родительского астероида или даже роя астероидов.

Какое влияние мог оказать астероид?

Согласно компьютерному моделированию, кратер образовался при падении астероида размером около 400 м в океан на глубину 800 м.

«Это вызвало бы цунами высотой более километра, а также землетрясение магнитудой более 6,5», — говорит соавтор статьи Вероника Брей. «Хотя это намного меньше, чем глобальный катаклизм от удара Чиксулуба, Надир внес значительный вклад в локальные разрушения. И если мы нашли одного "родного брата" Чиксулуба, возникает вопрос: а есть ли другие?»

Предполагаемый размер астероида примерно соответствует астероиду Бенну, цели миссии NASA OSIRIS-REx. Согласно расчетам Вероники Брей, энергия, выделившаяся в результате удара примерно в 1000 раз превышала энергию извержения вулкана Хунга Тонга-Хунга Хаапай в полинезийской стране Тонга 15 января 2022 года. Это извержение примерно в 100 раз мощнее, чем бомба сброшенная на Хиросиму. Значит удар, после которого образовался Надир, — это примерно 100 000 таких бомб.

«Кратер Надир — захватывающее открытие второго удара, близкого по времени к мело-палеогеновому вымиранию», — сказал соавтор исследования Шон Гулик, из Техасского университета в Остине. «Хотя он намного меньше, чем Чиксулуб, само его существование требует от нас исследования возможности целой серии астероидных ударов в позднем меловом периоде».