Почему всем нравится абсолютно разная еда: оказалось, все дело в генах

Сколько раз вам предлагали пищу, которая вам не нравится, только для того, чтобы заявить, что «вы просто не пробовали правильное блюдо» и если его распробовать, то оно внезапно покажется вкусным? Недавнее исследование показало, что генетика может играть в гастрономических предпочтениях намного более серьезную роль, чем считалось ранее.
Почему всем нравится абсолютно разная еда: оказалось, все дело в генах
Gallo images

Предпочтения в еде сложны и формируются множеством факторов, не последними из которых являются культура и окружающая среда, в которой человек вырос. Но исследователи все чаще обнаруживают, что генетика человека также может играть важную роль в определении того, какую пищу вам нравится есть.

Предыдущие исследования были сосредоточены на конкретных генетических вариантах, которые могут определять, как человек реагирует на определенные виды пищи. Возможно, самым печально известным стало открытие, что около 10% людей являются носителями варианта гена, который усиливает их способность ощущать резкий, почти мыльный запах травы кинзы. Другие более конкретные открытия, связывающие генетику с предпочтениями в еде, включают исследование 2020 года, которое показало, почему некоторым людям почти нравится запах тухлой рыбы.

В целом, эти предшествующие исследования часто были небольшими и были нацелены на конкретные вкусовые ощущения. Но новая работа, опубликованная в Nature Communications, предлагает самое масштабное исследование генетики и вкуса, когда-либо проводившееся.

Ученые изучили ассоциации всего генома, отслеживающее вкусовые предпочтения 139 продуктов у более чем 150 000 человек. Было идентифицировано более 400 специфических вариантов генов, влияющих на вкус.

Результаты анализа были сгруппированы в три отдельные категории продуктов питания: очень вкусные (высококалорийные продукты, такие как мясо, пирожные, молочные продукты и углеводы), низкокалорийные (цельные продукты, фрукты и овощи) и приобретенные (острые или сильные вкусы таких продуктов, как кофе, оливки, сыры и алкоголь).

Зависимости и противоречия

Интересно, что исследователи обнаружили четкую корреляцию между признаками здоровья и предпочтениями в еде. Некоторые из этих корреляций неудивительны: например, генетические связи между ожирением, сердечно-сосудистыми заболеваниями и очень вкусными, высококалорийными продуктами.

Другие связи были намного более необычными. Например, люди с наибольшей генетической предрасположенностью к еде из категории «приобретенный вкус» также были связаны с более низкими показателями ожирения и лучшим профилем липидов в крови, но имели более высокую вероятность зависимого поведения, такого как курение и употребление алкоголя.

Возможно, самым ценным заключением из большого исследования стал вывод о том, что многие из этих генетически обусловленных вкусовых предпочтений могут быть связаны с генами, которые играют разные роли в мозге. Соавтор работы Никола Пирацу отметил, что это указывает на гораздо более сложные биологические процессы, определяющие пищевые предпочтения, помимо простых физиологических различий во вкусовых рецепторах человека.

«Важным наблюдением является то, что основное разделение предпочтений происходит не между солеными и сладкими продуктами, как можно было бы ожидать, а между очень приятными и высококалорийными продуктами и теми, вкус которых нужно изучать», — объяснил Пирацу. «Эта разница отражается в областях мозга, связанных с их симпатией, и это убедительно указывает на лежащий в основе биологический механизм».

На данный момент эти новые открытия носят относительно академический характер, предлагая новое понимание того, какие факторы влияют на наш выбор продуктов питания. Но кто знает, к какому научно-фантастическому будущему могут привести эти генетические открытия? Может быть, немного отредактировав ген CRISPR, вы, наконец, сможете наслаждаться этими полезными зелеными овощами и перестанете так сильно хотеть мяса и сладостей?