В пробах, взятых с астероида Рюгу, найдены особые зерна — они древнее нашего Солнца

Крошечные фрагменты горной породы, доставленные с астероида на околоземной солнечной орбите, настолько стары, что появились раньше Солнечной системы.

Новый анализ образцов астероида Рюгу выявил присутствие минеральных зерен, образовавшихся в результате коллапса старых звезд до того, как сформировалось наше Солнце.

Как показали предыдущие исследования, эти досолнечные зерна показывают, что Рюгу очень похож на класс метеоритов, известных как углеродистые хондриты типа Ивуна (CI). Однако наличие некоторых хрупких зерен указывает на то, что с момента образования астероида он, скорее всего, оставался практически неизменным.

«Образцы, доставленные с астероида Рюгу космическим кораблем "Хаябуса-2", содержат досолнечные зерна звездной пыли. Их количество и состав аналогичны досолнечному веществу, обнаруженному в хондритах Ивуна. Таким образом, результаты нашей работы предоставляют дополнительные доказательства того, что астероид Рюгу тесно связан с хондритами этого типа», — пишут исследователи.

Сохранение соотношения изотопов в досолнечных зернах делает их крайне ценными — это буквально химические «фотографии» процессов, происходящих в далеких звездах. Их можно использовать для понимания эволюционных процессов звезд, отличных от Солнца, а также горных пород Солнечной системы, с которыми они связаны.

Что такое досолнечные зерна и почему они так ценны

Досолнечные зерна также невероятно редки. Чаще всего они встречаются в углеродистых хондритах — не больше 5% от всех, найденных на Земле. Сами углеродистые хондриты, в свою очередь, составляют лишь малый процент всех метеоритов, падающих на нашу планету. Самому старому из них на сегодняшний день от 5 до 7 миллиардов лет, — для сравнения, Солнцу примерно 4,6 миллиарда лет.

Несколько предыдущих исследований выявили лишь некоторые досолнечные зерна в веществе, добытом из Рюгу. Но недавно крупная международная команда под руководством космохимика Йенса Бароша из Института Карнеги в Вашингтоне провела всесторонний поиск и обнаружила целых 57 зерен с досолнечным соотношением изотопов — это в самом деле феноменальная кладезь знаний.

Команда сравнила эти зерна с зернами, найденными в метеоритах, и обнаружила, что состав Рюгу очень похож на состав хондритов Ивуна. Это редкий подтип углеродистых хондритов с химическим составом, наиболее близким к солнцу, наблюдаемому в метеоритах со значительным количеством воды.

Минералогия образцов Рюгу указывает на то, что обширные водные изменения произошли во время взаимодействия вода-порода на материнском теле Рюгу. И здесь все становится интереснее — потому что по крайней мере одно из зерен, обнаруженных командой, является досолнечным силикатом. Поскольку силикаты легко разрушаются при изменении водного баланса, это открытие было «особенно неожиданным», говорят исследователи.

Таким образом, досолнечные силикаты, вероятно, ограничены относительно редкими участками или обломками породы, которые были изменены меньше, чем общая матрица Рюгу, состоящая из минералов, не содержащих воды. В результате эти обломки способны сохранять нежные зерна, которые в противном случае не уцелели бы.

Исследователи утверждают, что подобные безводные обломки в других метеоритах CI, в том числе в самом «Ивуне», давшем название этому классу, также могут скрывать подобные хрупкие досолнечные зерна.