Эта черная дыра извергает поток вещества в 50 раз больше, чем галактика, в которой она покоится

Астрономы из Университета Западного Сиднея обнаружили один из самых больших джетов черной дыры в космосе.

Протянувшись более чем на миллион световых лет от начала до конца, струя раскаленного вещества вылетает из черной дыры с огромной энергией и почти со скоростью света.

Взглянем поближе

С космической точки зрения галактика NGC2663 находится всего в 93 миллионах световых лет от нас. Если бы наша галактика была домом, NGC2663 находилась бы в одном-двух кварталах, не больше. Глядя на ее звездное сияние в обычный телескоп, мы видим знакомую овальную форму «типичной» эллиптической галактики, в которой звезд примерно в десять раз больше, чем в нашем Млечном Пути.

Эта галактика казалась заурядной до тех пор, пока ученые не взглянули на нее с помощью Австралийского радиоприемника CSIRO (ASKAP) в Западной Австралии — сети из 36 связанных радиотарелок, образующих единый супертелескоп. Радиоволны обнаружили струю материи, извергаемую из центра галактики черной дырой. Этот мощный поток вещества примерно в 50 раз больше самой галактики: если бы наши глаза могли видеть его в ночном небе, визуально он был бы больше Луны.

Хотя астрономы находили такие джеты и раньше, его огромные размеры (более миллиона световых лет в поперечнике) и относительная близость NGC2663 делают этот одним из крупнейших, известных науке.

Шок-контент

Итак, что же именно увидели астрономы, когда точность и мощность ASKAP получили «крупный план» внегалактического джета?

Джет и его «шоковые ромбы» в сравнении с реактивным двигателем
Mike Massee/XCOR

Исследование, опубликованное в журнале Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, демонстрирует, что джет буквально отталкивает межгалактическую материю. Этот процесс аналогичен эффекту, наблюдаемому в реактивных двигателях. Когда выхлопной шлейф прорывается сквозь атмосферу, он отталкивается от стенок давлением окружающей среды. Это заставляет струю расширяться и сжиматься, пульсируя во время движения.

На этом изображении в джете можно увидеть правильные яркие пятна, известные как «шоковые ромбы» благодаря своей форме. По мере сжатия джет начинает светиться ярче.

Это говорит нам о том, что в межгалактическом пространстве вокруг NGC2663 достаточно материи, чтобы давить на стороны джета. В свою очередь, его струя нагревает и уплотняет вещество. Получается своего рода цикл: межгалактическая материя поступает в галактику, галактика образует черную дыру, черная дыра запускает джет, джет замедляет поступление межгалактического вещества в галактику.