Открытие, вызвавшее яростные споры среди ученых: наши предки передвигались на двух ногах уже 7 000 000 лет назад

Переход к ходьбе на двух ногах вместо четырех — важный момент в эволюции нашего вида, поэтому ученые стремятся точно определить, когда именно это случилось. Данное исследование показывает, что адаптация произошла около 7 миллионов лет назад.

Это заключение основано на подробном анализе окаменелостей бедренной и локтевой костей Sahelanthropus tchadensis, древнейшего представителя вида человечества. Окаменелости были впервые обнаружены в Торос-Меналле в Чаде в 2001 году. В то же время вполне вероятно, что эти ранние гоминиды довольно часто лазили по деревьям, используя все четыре конечности — как и следовало ожидать, если бы этот вид постепенно переходил с четырех ног на две.

Сравнив окаменелости бедра и предплечья с эквивалентными костями человека, шимпанзе и гориллы, исследователи смогли выяснить механизм их использования и то, как этот вид передвигался («локомоторный режим»). Всего было использовано 20 различных характеристик окаменелых костей, чтобы установить, ходил ли S. tchadensis на двух ногах или на четырех, включая внешнюю форму останков и внутренние структуры, оцененные с помощью микротомографии.

Образ жизни наших предков

Ученые пришли к выводу, что наиболее вероятным сценарием было «привычное хождение на двух ногах» с дополнением в виде лазанья по деревьям. Команда также предполагает, что существует разница между тем, как этот вид лазал по деревьям по сравнению с современными гориллами и шимпанзе: наши предки карабкались за счет крепкого ручного хвата, а не опираясь на кости пальцев рук и ног.

3D-модель останков
3D-модель останков S. tchadensis
Franck Guy/PALEVOPRIM/CNRS – University of Poitiers

«Кривизна и геометрические свойства поперечного сечения локтевой кости... указывают на привычное поведение на деревьях, включая лазание и/или "осторожное лазание", а не на наземное четвероногое передвижение», — пишут исследователи.

Работа основана на более раннем изучении окаменелости черепа, выкопанной на том же месте, которая, как считается, также принадлежит S. tchadensis. Анализ черепа показал, что эти обезьяноподобные существа были двуногими, но теперь есть более исчерпывающие доказательства. Окаменелости датируются примерно тем временем (между 6-8 миллионами лет назад), когда люди генетически отделились от шимпанзе и бонобо, наших ближайших все еще живущих родственников, так что это решающий этап, который уже привлек множество научных исследований. дебаты.

Эти ранние гоминиды, вероятно, жили в среде, смешанной с лесами, пальмовыми рощами и лугами, где они могли ходить на двух ногах и карабкаться по деревьям в поисках пищи и воды.