Почему в Средние века так часто изображали драконов

Эти мифические звери в Средневековье часто изображались как переодетые агенты дьявола или демонов.
Почему в Средние века так часто изображали драконов

Истории о драконах продолжают волновать наше воображение. Но как они появились и зачем средневековые люди сочиняли о них истории?

Дракон покоится на своем золотом кладе. Доблестный рыцарь бросается спасать девушку от чешуйчатого зверя. Эти образы давно ассоциируются с европейским средневековьем, но большинство (все) средневековых людей прожили всю свою жизнь, не встретив ни одной крылатой огнедышащей ящерицы. Драконы и другие средневековые монстры существовали лишь в преданиях, сочиненных людьми — преданиях, отфильтрованных столетиями и различными интерпретациями, которые остаются с нами и сегодня.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Образ дракона в искусстве Средневековья

Средневековые люди рассказывали истории о всевозможных монстрах, включая призраков, оборотней и женщин, которые по субботам превращались в змей. Но драконы занимали особое место как в современном воображении, так и в средневековом.

Как объясняет историк Скотт Брюс, редактор недавно выпущенной «Книги о драконах», драконы в средневековом мышлении были «врагами человечества, сражение против которых отражало доблесть наших героев». Таким образом, они были аккуратно и легко вписаны в христианскую традицию, и часто изображались в качестве агентов дьявола или переодетых демонов.

Хотя иногда они казались врагами, которых нужно победить в доблестном сражении, драконы в европейском Средневековье чаще фигурировали в рассказах о жизни святых и религиозных деятелей, чем в историях о грабежах и приключениях. Например, в шестом веке французский епископ и поэт Венанций Фортунатус написал о епископе Парижа по имени Марцелл, который на глазах у собравшихся жителей города прогнал дракона, пожиравшего труп грешной дворянки. Епископ трижды ударил дракона по голове, провел его на поводке по Парижу, а затем отправил обратно в лес, чтобы он больше никогда не беспокоил город.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Точно так же византийский историк Майкл Пселлос писал в 11 веке о драконе, который мучил святую Марину. Брошенная в тюрьму и подвергнутая пыткам римским чиновником, который хотел изнасиловать ее, Марина столкнулась с демоном в форме дракона. Монстр угрожал ей, проигнорировал ее молитвы и проглотил ее целиком. Не смутившись, Марина «сотворила знамение святого Христа, и, когда это знамение сошло на нее, оно разорвало внутренности дракона. ... Его разделило на части и дракон умер».

Драконы также могли воплощать в чешуе и огне побежденную угрозу язычества, как это было в случае со Святым Георгием. Военный священник третьего века из восточного Средиземноморья, Джордж, предположительно, убил дракона в римской провинции Ливия в Северной Африке. Для более поздних христиан этот монстр представлял язычников той эпохи, который угрожал христианским девам и в конечном итоге был побежден «доблестным рыцарем».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Таким образом, монстры средневековой эпохи одновременно естественны и сверхъестественны, как метафоры, так и нечто большее. Дракон Венанция «существо леса», в то время как дракон Пселлоса — другая форма демона. Дракон Георгия олицетворяет очень человеческих врагов церкви. В каждом случае эти драконы являются частью ландшафта — опасностью, с которой нужно столкнуться или, по крайней мере, обдумать в повседневной жизни. Средневековые люди были не более суеверны или легковерны, чем современные. Однако для людей прошлого истории о монстрах были не просто страшными. Это были нравоучительные истории, в которых содержались предупреждения и уроки для христиан, надеющихся найти спасение.