В чьей груди билось сердце, которому 380 миллионов лет: ценная археологическая находка

Ученые из Университета Кертина, Австралия рассказали об уникальной находке. Они нашли сердце древней челюстной рыбы, которой 380 миллионов лет. Рядом нашли также желудок и печень. Эта находка уникальна тем, что органы не были сдавлены, а сохранили трехмерную форму.
Окаменелость рыбы гого. Сердце возрастом 380 миллионов лет. Yasmine Phillips, Curtin University

380 миллионов лет — это много. Более древнего сердца палеонтологи пока не находили

Исследование, проведенное палеонтологами Университета Кертина, Австралия, показало, что положение органов в теле артродиров — вымершем классе панцирных рыб, которые процветали в девонский период — с 420 по 360 миллионов лет назад, — похоже на положение органов современной акулы. Палеонтологи обнаружили прекрасно сохранившееся сердце древней рыбы, а также желудок, кишечник и печень.

Ведущий автор работы Кейт Тринайстик говорит, что открытие уникальное, учитывая, что мягкие ткани древних видов вообще редко сохраняются, а найти их сохранившими объемную трехмерную форму практически никогда не удается. В данном случае палеонтологи не стали извлекать большую часть останков из породы, а просветили камень нейтронным излучением.

Скачок эволюции

Кейт Тринайстик говорит: «Эволюцию часто представляют как серию маленьких шагов, но эти древние окаменелости показывают, что между бесчелюстными и челюстными позвоночными был большой скачок. Сердце этих рыб буквально находится во рту и под жабрами — прямо как у современных акул».

Находка показывает, как у ранних позвоночных область головы и шеи начала меняться, чтобы приспособиться к челюстям, что является критическим этапом в эволюции наших собственных тел.

«Впервые мы можем увидеть все органы вместе у примитивной челюстной рыбы, и мы были особенно удивлены, узнав, что они не так уж сильно отличались от нас», — сказал профессор Тринайстик.

Заручившись помощью ученых из Австралийской организации ядерной науки и технологий в Сиднее и Европейского центра синхротронного излучения во Франции, исследователи использовали пучки нейтронов и синхротронное рентгеновское излучение для сканирования образцов, все еще находящихся в известняковых конкрециях, и построили трехмерные изображения мягких тканей внутри них на основе различной плотности минералов, отложенных бактериями, и окружающей породы.

Это новое открытие минерализованных органов проясняет эволюционный переход к челюстным позвоночным, включая млекопитающих и человека.