Самая большая загадка нашего мозга: как формируются и где хранятся воспоминания

Память — один из строительных блоков мозга. Она помогает нам не натыкаться на одни и те же грабли и формирует основу нашей идентичности.
Самая большая загадка нашего мозга: как формируются и где хранятся воспоминания
GettyImages

Память формирует нас с вами, однако как она устроена? Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется.

Мы не видим и не ощущаем память, однако она, несомненно, существует. Но как воспоминания формируются в нашем мозге? Самый простой ответ заключается в том, что человеческий мозг изменяет себя с каждым новым воспоминанием. Это происходит благодаря работе синапсов — крошечных соединений между клетками мозга. Клетки мозга - нейроны - общаются друг с другом с помощью сложной электрохимической системы.

Изменение электрического заряда одной клетки вызывает выброс химических веществ, называемых нейротрансмиттерами, через синапсы. Затем нейротрансмиттеры поглощаются нейроном на другой стороне разрыва, где они вызывают электрические изменения в этой клетке. Воспоминания кодируются в этих схемах, а синапсы служат связями для создания таких цепей.

Где хранятся воспоминания в мозге

Человеческие воспоминания хранятся в нескольких областях мозга. Наиболее важным является гиппокамп, который представляет собой пару областей, спрятанных глубоко в обеих полушариях мозга и свернутых, как морские коньки. Эти парные области важны для первоначального формирования памяти и играют ключевую роль в передаче воспоминаний из краткосрочного хранилища в долговременное.

Кратковременная память длится всего 20 или 30 секунд, после чего исчезает. Например, вы можете запомнить новый телефонный номер за время, необходимое для его набора, но если вы не будете повторять номер снова и снова, нейронные цепи, которые сформировали эту кратковременную память, перестанут активироваться вместе, и память исчезнет.

Когда вы повторяете информацию или пытаетесь ее запомнить, гиппокамп включается, чтобы укрепить эти цепи. Со временем долгосрочные воспоминания передаются в неокортекс, внешнюю морщинистую часть мозга, которая отвечает за большую часть нашего сознательного опыта.

Миндалевидное тело также играет роль в формировании воспоминаний. Это область человеческого мозга, которая помогает обрабатывать эмоции, такие как страх. В исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, ученые обнаружили, что если рыбу научить ассоциировать свет с болезненным ощущением, у них появятся новые синапсы в одной части области мозга, называемой паллиумом, но пропадут существующие синапсы в другой части паллиума.

По словам исследователей, паллиум похож на миндалевидное тело, и та часть в мозге рыбы, где в ходе исследования было замечено появление новых синапсов, полна нейронов, участвующих в обработке болезненных стимулов, в то время как область, откуда синапсы пропали, была связана с положительными или нейтральными стимулами.