Опасное соседство: как была найдена самая близкая к Земле черная дыра

Астрономы, возможно, обнаружили чудовищную черную дыру, которая является одной из самых близких к Земле из известных науке.
Опасное соседство: как была найдена самая близкая к Земле черная дыра

По словам ученых, черная дыра с массой, эквивалентной 12 Солнцам, тихо скрывается «практически на заднем дворе» нашей системы.

Неудивительно, что для объектов настолько темных, что сам свет не может вырваться из них, черные дыры сложно обнаружить среди космического мрака. Они часто дают о себе знать, испуская вспышки света, поглощая пыль и газ, глотая звезды или сталкиваясь друг с другом. Но трудно оценить, сколько еще скрывается в глубинах космоса.

Чтобы исследовать, астрономы в новом исследовании изучили данные почти 200 000 двойных звездных систем, которые были идентифицированы миссией Gaia по сканированию неба. Среди них команда искала признаки звезд, вращающихся вокруг массивных невидимых объектов.

«Мы искали объекты, которые, как сообщалось, имели большие массы спутников, но чья яркость могла быть приписана одной видимой звезде. Таким образом, у нас была веская причина думать, что их компаньон — особо темный объект», — пояснил доктор Суканья Чакрабарти, ведущий автор исследования.

Внимание ученых особенно привлекла одна система — видимая звезда с массой чуть меньше Солнца, вращающаяся вокруг чего-то более чем в 12 раз более массивного. Он совершает полный оборот за 185 дней.

«Притяжение черной дыры к видимой звезде, подобной Солнцу, можно определить из этих спектроскопических измерений, которые дают нам лучевую скорость из-за доплеровского сдвига. Анализируя лучевые скорости видимой звезды — а эта видимая звезда похожа на наше собственное Солнце — мы можем сделать вывод о том, насколько массивна черная дыра-компаньон, а также период вращения и эксцентричность орбиты. Эти спектроскопические измерения независимо подтвердили решение Gaia, которое также показало, что эта двойная система состоит из видимой звезды, которая вращается вокруг очень массивного объекта», — отмечает Чакрабарти.

Наиболее примечательно то, что эта черная дыра находится всего в 1550 световых годах от нас. Для просторов космоса это в самом деле практически сосед Солнечной системе. В настоящее время звание самой близкой к Земле черной дыры принадлежит объекту в системе V Puppis, который находится примерно в 960 световых годах от нас, но до сих пор не подтверждено, что это черная дыра.