Открытие, которое всех поразило: астрономы нашли планету с плотностью зефира

Плотность атмосферы планет может сильно различаться. В этот раз ученые поставили очередной рекорд самой низкой плотности небесного тела.
Открытие, которое всех поразило: астрономы нашли планету с плотностью зефира

Кажется странным сравнивать плотность планеты и зефира, однако это нужно лишь для того, чтобы понять, насколько эта планета на самом деле легкая.

Сначала были обнаружены экзопланеты с плотностью сахарной ваты. Теперь астрономы говорят, что они обнаружили мир, который сравним по плотности с зефиром. Говорят, что это самая легкая экзопланета, обнаруженная на сегодняшний день на орбите звезд класса красный карлик. Это важно. Это означает, что миры со значительными газовыми оболочками можно найти вблизи маленьких и очень активных карликовых звезд, которые, как ранее подозревали астрономы, могут лишить любые планеты, находящиеся на близких орбитах, значительной части их атмосфер.

Самая низкая плотность атмосферы

Поскольку считается, что атмосфера является одной из ключевых планетарных характеристик, которые позволяют жизни формироваться и процветать, это открытие будет иметь значение для нашего понимания обитаемости планет, вращающихся вокруг красных карликов. Новая планета называется TOI-3757b — это газовый гигант, вращающийся вокруг красного карлика в созвездии Возничего, примерно в 580 световых годах от нас.

Авторы открытия считают, что здесь могут играть роль два фактора. Во-первых, газовые гиганты образуются со скалистым ядром, вокруг которого скапливается газ, образуя плотную, протяженную атмосферу. Поскольку в этом красном карлике мало тяжелых элементов по сравнению с другими подобными звездами, вокруг которых вращаются газовые гиганты, возможно, скалистое ядро формировалось немного медленнее, что задержало бы накопление газа и повлияло на плотность планеты.

Чтобы вычислить массу экзопланеты, исследователи искали изменения в свете звезды, которые показывают гравитационное притяжение, оказываемое на нее экзопланетой. Поскольку гравитация связана с массой, ученые смогли вычислить и этот параметр — оказалось, что TOI-3757b весит как 85 Земель.

Юпитер, для сравнения, имеет массу около 318 земных со средней плотностью 1,33 грамма на кубический сантиметр. Средняя плотность TOI-3757b составляет 0,27 грамма на кубический сантиметр. Это чрезвычайно разреженная экзопланета – ее плотность настолько мала, что неясно, как она могла образоваться так близко к своей звезде: год на ней длится 3,43 дня.