Вас окружает трансмедиа сторителлинг: но что это такое? Стоит узнать!
![Вас окружает трансмедиа сторителлинг: но что это такое? Стоит узнать! Вас окружает трансмедиа сторителлинг: но что это такое? Стоит узнать!](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/1a8/1a8599173b9392f6868c2c11e8599ad4_ce_1920x1280x0x0_cropped_510x340.webp)
А вам нравятся супергеройские фильмы? Расскажите в комментариях!
Примерно с 1980-х годов массовая культура начала активно переходить к новому виду своего существования. Так, постепенно на вооружение всех «киношников», журналистов, «медийщиков», писателей и многих других пришел особый метод повествования многоплановой истории - «трансмедийный сторителлинг». Но что именно означает это словосочетание и при чем тут супергерои? Все проще, чем кажется.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/80b/80be549f4ce3ef03b8939111489dfe75_cropped_510x340.webp)
Типы повествования
В основе любого произведения массовой культуры (книга, фильм, сериал, компьютерная игра, комикс) лежит определенная история. Главное в этой истории — персонажи и окружающий их, большой мир, который порой сложно уместить только в фильм или книгу. Что же делать, если создатель истории не доволен средствами одного медиума (места коммуникации с потребителем), например, средств книги не хватает для достойного рассказа? Тогда писатель, режиссер или продюсер задумывается над использованием других медиумов для дистрибуции уже начатого повествования.
Для примера: за основной медиум можно взять, скажем, книгу о каком-нибудь детективе-мстителе, который собственноручно расследует преступления на улицах города и наказывает преступников. Когда-то именно такой собирательный образ («метаобраз») и вдохновил американских художников и писателей компании DC на создание всем известного Бэтмена. Так, некий метаобраз, который сначала не имел особенных очертаний, обрел-таки их в 1930-е годы: стали выходить комиксы, где Бэтмен расправляется со всеми злодеями США. Популярность не заставила себя ждать, потребители были довольны, но со временем интерес, конечно спадал.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/2f0/2f0889ec91de823d95312478cdd35e2a_cropped_510x341.webp)
Позже создатели обратили внимание на активное развитие телевизионных проектов, сериалов и фильмов и тогда было решено, что Бэтмена можно не ограничивать только печатными комиксами, что потребитель, вероятно, окажется только доволен, если любимый персонаж буквально сойдет со страниц и начнет полноценно двигаться, как в жизни, но на экране телевизора. Компания DC не прогадала в этом, как не прогадала и небезызвестная Marvel, которая познакомила миллионы зрителей и читателей с Человеком-пауком.
Фильмы, сериалы, книги, комиксы и компьютерные игры
Так, год за годом разные компании по всему миру приходили к пониманию, что работать через несколько медиумов выгодно для бизнеса, так как люди будут покупать комиксы, ходить в кино и смотреть телевизор, где покажут частичку той самой большой истории, к примеру, Marvel.
![](https://images.techinsider.ru/upload/img_cache/147/147162d1f3d8df4447ed5372a2711af7_cropped_510x340.webp)
Но выгода есть и для потребителя, ведь он будет сильнее вовлечен в тот самый мир, который может себя проявить и в книге, и в компьютерной игре, и в сериале. Постепенно медиумом взаимодействия потребителя с историей, которая превратилась во франшизу («Игра престолов»), стали и социальные сети, и мерчендайзинг (костюмы Человека-паука для детей). Это разделение существенных кусков информации истории с ее большим и многосторонним миром и распределение их по разным медиумам и стало принципом «трансмедийного сторителлинга».