Владимир — плохой правитель? Христианство было введено насильно? Факты о князе «красно солнышко»
А какой правитель Киевской Руси вам импонирует больше всего? Расскажите о его/ее преимуществах в комментариях!
Принципиальный поворот от язычества к христианству был достаточно значительным событием в истории российской государственности. Исходной точкой, с которой начался процесс обращения Руси в православную веру, считается 988 год – в этот год крестился князь Владимир, царь-самодержец, собравший различными и неоднозначными путями многочисленные отдельные княжества в одно. Некоторые исследователи делают упор на жестких, непростых и непопулярных решениях правителя, другие — акцентируют только его достоинства. Вот лишь несколько интересных фактов о его личности и биографии.
Биография и личность князя Владимира
Детство
Многажды подчеркивалось, что Владимир был сложным и противоречивым человеком. Отец Святослав, Великий князь Киевский, отсылает сына Владимира, рожденного от наложницы (крепостной, то есть рабыни) Малуши, еще в раннем возрасте в Новгород, отрывая ребенка от княжеской семьи, но главное — подальше от бабки, княгини Ольги, которая ивзестна своими христианскими взглядами.
Так, на Русском Севере, живя в языческом мире и под влиянием дяди Добрыни, будущий правитель формируется как язычник, противник киевских порядков: в итоге Владимир настроен отрицательно по отношению к среде, из которой его когда-то выслали «на обочину жизни».
Историк и член-корреспондент РАН А.Н. Сахаров пишет, — «Возможно, это и явилось причиной ярости, [с которой] Владимир включился в борьбу за престол. Он водворился в Киеве через насилия, убийства, прошел по пути ожесточенных [сражений], грандиозных побед и тяжких поражений».
Правление
Став единоличным правителем Руси в 980 году, празднуя победу над собственным братом Ярополком и воздавая должное язычникам Севера и Киева, которые поддержали Владимира, он ставит недалеко от своего дворца статую наиболее популярного у язычников бога — Перуна. «В первые годы правления Владимир [ему было около 34 лет] вел себя как необузданный и жестокий язычник», — пишет историк Сахаров.
Однако дела на Руси все же шли не так трагично, хотя и непросто. Нельзя не отметить введенную Владимиром систему светового оповещения. На холмах или курганах устанавливались башни, откуда был хороший обзор: если вдали виднелся дым, — значит вражеские конные массы приближаются. Подобными огненными сигналами в Киеве могли узнать о приближении врага за минуты.
Постепенно владения князя расширялись, однако возникали столкновения с печенегами (древний тюркоязычный народ — вероятно, племена Средней Азии и Монголии). Так, в 992 году он нанес им крупное поражение, но четыре года спустя орда оказалась у города Василева (близ Киева) — Владимира и его небольшую дружину разгромили, он чудом выжил и бежал.
Религия
К моменту ставшего знаменитым поражения от рук печенегов князь уже принял христианство. Изначально же казалось, что его правление надолго определило торжество язычества: несмотря на это Русь отличалась большой веротерпимостью, здесь свободно отправляли культы иудеи, мусульмане, христиане из польских, немецких чешских земель и из Византии, как отмечает член-корреспондент РАН А.Н. Сахаров.
Есть свидетельства, что к Владимиру обращались религиозные миссии немцев, у которых утвердился римский толк христианства, миссии мусульман из Волжской Болгарии, приходили из иудаистской Хазарии, а также из Византии. Потом князь тоже послал миссии за рубеж, чтобы узнать о тамошних реалиях и понять, как следует развивать свое государство. Существует множество различных версий, почему князь Владимир отвернулся от веры праотцов в сторону учения Христа.
«Владимир не был убежденным закоренелым язычником; исповедуя свою религию, он не был доведен до самопожертвования. Можно с уверенностью сказать, что умного князя это не удовлетворило, и он не имел твердой веры в идолопоклонство», — пишет Н. Марков в историко-биографическом очерке «Великий князь Владимир Святой».
По примеру княгини Ольги Владимир не захотел креститься в Киеве и решил принять веру непосредственно от греков. Вначале правитель преследовал скорее утилитарные цели: как воспользоваться христианством для престижа Руси и авторитета собственного правления? «Византия же стремилась христианизировать Русь, чтобы оказывать политическое влияние и обезопаситься от русских набегов», — пишет историк Сахаров.
Столкновение Руси и Византии в 988 году оказалось значительным: в силу различных внешнеполитических и личных нужд Владимир начал осаду византийских владений (Корсунь). Затем, приближаясь к Константинополю, князь согласился отступить при условии, что византийский император Василий II выдаст свою дочь Анну замуж за Владимира, но последний должен был принять христианство.
Все сдержали свои обещания: вместе с правителем крестилась и часть дружины. Возвращаясь на родину, Владимир прихватил мощи святых Климента и Фива, иконы, церковную утварь и священников из Корсуни. Таким образом христианство начало свое полноценное существование на Руси.