Молчаливые наблюдатели: почему люди с картин провожают вас взглядом
Чтобы ответить на этот вопрос, в 2004 году ученые Утрехтского университета в Нидерландах проанализировали ряд портретов и пришли к выводу, что подобный эффект можно заметить только у тех картин, с которых человек смотрит на вас в упор. Или исподлобья, но тем не менее прямым взглядом. Остальные портреты, где нарисованные смотрят куда-то в сторону, не прошли теста. Но, как оказалось, одного этого условия недостаточно, иначе каждый второй детсадовский ребенок был бы гениальным художником.
Еще в XIV веке итальянский художник и архитектор Филиппо Брунеллески представил миру искусства идею «линейной перспективы». Это когда все линии на картине сходятся в одной точке на горизонте, благодаря чему создается иллюзия глубины и расстояния. Но и это еще не все! Наряду с перспективой художники также использовали свет и тень, чтобы создать иллюзию глубины взгляда. Оказывается, за эффект «провожающего взгляда» отвечает визуальное восприятие человека.
В нашем реальном, трехмерном мире тени и свет смещаются при движении. В то время как в двухмерном портрете перспектива, тени и свет на картине при движении наблюдателя не меняются.
В мозгу человека создается что-то вроде слабой оптической иллюзии. И если глаза на картине смотрят прямо, то они будут следить за наблюдателем по всей комнате, хотя это, разумеется, не так. Но если художник напишет глаза так, чтобы они смотрели не прямо на потенциального наблюдателя, а слегка в сторону, то эффект моментально перестанет работать.