Как люди выживают на Крайнем Севере: жизнь за Стеной

В нашем понимании жизнь вблизи полюсов похожа на выживание людей за Стеной, как в «Игре престолов». И в некоторых аспектах жизнь людей на Крайнем севере действительно так же сложна.
Как люди выживают на Крайнем Севере: жизнь за Стеной

Полярникам на Крайнем севере приходится нелегко. Вот что им приходится преодолевать, чтобы выжить.

В прошлом чукчи и другие коренные народы Севера жили в ярангах - уникальных жилищах. Традиционная чукотская яранга - это куполообразное строение из деревянных столбов, покрытое оленьими шкурами. Для изготовления одной яранги требуется около 50 оленей. В прошлом столбы, на которых стоят жилища, бережно передавались по наследству. Сейчас это не так, и материалы, из которых изготавливаются жилища, изменились. Они не имеют основания или пола и стоят на земле. Когда олени съедают всю траву на пастбище, его расчищают, яранги разбирают, ставят столбы, и тундра возрождается сама. Традиционная жизнь не производит много мусора, а поскольку он биоразлагаем, никаких проблем не возникает.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Жизнь на севере

Представьте, что вы идете по обычному российскому городу, смотрите на однообразные панельные дома и воображаете, что где-то в далекой космической галактике джедаи воюют с императорской армией. В видимой части Вселенной так много галактик, а количество звезд в них почти бесконечно, что вполне возможно, что где-то действительно есть джедаи или Империя.

Вдруг что-то происходит, и в течение нескольких секунд вы ничего не видите, ничего не слышите, а когда к вам возвращается сознание, вы обнаруживаете себя посреди заснеженной равнины, держа на ноге странную конструкцию, напоминающую имперскую боевую машину из известного киномира.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не теряйте бдительности. Вы не перенеслись в далекую-далекую галактику; вы всего лишь на Южном полюсе. А еще есть Хари-6, британская полярная станция, на которой находится команда полярников. Этот объект замечателен во всех смыслах этого слова. Ряды модулей состыкованы почти как в космосе, каждый из них стоит на выдвижных ножках, прикрепленных к полозьям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это позволяет перемещать станцию. Модули отстыковываются, поворачиваются в нужном направлении и буксируются по снегу. Фактически, нынешняя станция построена именно таким образом. Первоначально модули были построены в Кейптауне, перевезены в Антарктиду, разгружены на шельфе Брандта в море Уэдделла и по одному доставлены на глубину 16 км в ледник, где они были пристыкованы. Ледник Брандта, как и весь антарктический лед, медленно ползет, и по мере того, как айсберги отрываются от его берегов, их можно при необходимости оттащить дальше.

Эта станция - шестая версия постоянного дома для арктических исследователей, работающая почти (с приближением, из-за ползущего ледника) на одном и том же месте. В первом случае британский полярник построил более или менее обычный дощатый настил на леднике в 1956 году. Позже строительство зимних хижин становилось все более сложным и напоминало что-то из научной фантастики.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Зимой в них живут и ухаживают за оборудованием и научными приборами около дюжины специалистов. Летом их становится больше, там работает около 70 человек.

Нынешняя станция также примечательна несколькими техническими решениями. Для обогрева помещений на крайнем севере станция работает на дизельном генераторе и использует тепло, рекуперируемое специальной тепловой ловушкой. Вырабатываемая электроэнергия используется только для самых необходимых нужд, например, для научного оборудования.

Отопление

Для отопления в холодном климате идеально подходят газовые котлы, такие как Ariston Arteas One. Они легкие и экологически чистые, но требуют газа. Если газ отправлять в Антарктиду в баллонах, а баллоны возвращать обратно на континент, то континент будет оставаться чистым. В этом отношении дизельное топливо старого образца является экономичным, поскольку вес контейнера невелик по сравнению с весом топлива.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Канализация

Канализационная система будет поддерживаться под пониженным давлением, что позволит экономить воду при промывке. Все отходы направляются в систему промывки, где бактерии перерабатывают большую их часть. Образующийся осадок сжигается для повышения его теплосодержания, а сгоревшие остатки упаковываются и вывозятся за пределы Антарктиды.

Санитария

Санитария представляет особый интерес на Крайнем Севере. Формально воды там много, но она замерзла. Чтобы разжижить ее и согреть, приходится использовать топливо, что уже довольно сложно. По этой причине мытье на станции строго ограничено. Конечно, чукчам сложнее, но они живут в Яланге тысячи лет и как-то приспособились.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Как живут люди на Севере - станция Амундсен-Скотт

Это помещение, которое занимали северные вахтовики, сохранилось и сегодня, но доступ в него закрыт. Есть злые предположения, что там прячется Гитлер со своим стадом северных оленей, и ходят лихорадочные рассказы о том, что опорные колонны этого здания настолько ветхие, что оно может рухнуть от чиха.

В середине 1970-х годов американским полярникам каким-то образом удалось построить новую зимовку примерно в 100 метрах от первоначального места. В то время они уже знали, как выжить в холодную погоду над землей, поэтому не стали закапывать обновленную станцию, а лишь построили над ней купол. Однако через несколько лет Антарктида оказалась прожорливой. Вокруг здания скопился снег и, конечно же, так и не растаял. Здесь не было положительных температур примерно с палеогена. Считается, что в Антарктиде выпадает мало снега, но там всегда дует ветер, который сгоняет уже сформировавшийся снежный покров.

Крыша здания не рассчитана на такие нагрузки, так как это мешает жизни и просто делает конструкцию ненадежной.

Сейчас глубина входа в купол составляет около 3 метров. За исключением этого, конструкция находится почти в исходном положении. Это связано с тем, что лед на вершине этой структуры медленно сползал вниз на сотни метров в течение последних полувека. Хотя здесь есть флаги, указывающие на точное местоположение полярной станции, это чисто туристическая достопримечательность, не нужная полярникам. Туристы приходят на станцию. Их немного, но они приносят достаточно денег полярной станции. На станции есть сувенирный магазин и круглый штамп, который можно поставить в паспорт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 2003 году купол был выведен из эксплуатации и заменен новым зимовочным сооружением. Модуль со всем его жилым, бытовым и научным оборудованием парит над землей (вернее, надо льдом) на четырех пилонах. Это означает, что снежные осадки, вызванные ветром, не скапливаются вокруг конструкции и не улетают. Так было и до прихода любопытных ученых в эту местность. Модули соединены между собой пешеходными дорожками, чтобы люди могли переходить из комнаты в комнату, не подвергаясь воздействию наружного воздуха, температура которого зимой может достигать минус 70 градусов по Цельсию. Высоту опор можно регулировать.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Внутри просторно, и помимо самого необходимого, такого как жилые помещения и лаборатории, есть множество комнат для досуга и общественной деятельности, таких как спортзал, библиотека, музыкальная студия и различные мастерские, где люди живут с комфортом на северной земле. Около 200 человек живут на базе во время антарктического лета и 50 человек во время темной и безлюдной зимы.

Основным средством передвижения являются самолеты антарктической спецификации, и, к счастью, взлетно-посадочные полосы беспроблемны, а лед гладок. По этой причине в 2006 году американцы построили Антарктическое шоссе, соединяющее базу Мак-Мердо и Южный полюс. Дорога длиной 1 450 км была построена путем заполнения трещин во льду и, конечно же, не была покрыта асфальтом. С тех пор за дорогой регулярно ведется наблюдение, и новые трещины во льду также удаляются. Основная причина заключается в том, что ледник Росса движется быстрее, чем ледник Мак-Мердо.

Хотя она не несет большой нагрузки, само существование этой дороги означает, что Грета Тунберг получила возможность однажды увидеть Южный полюс. Как вы помните, эта молодая экоактивистка не летает на самолетах из-за их вреда окружающей среде.